МААМ-картинки

Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов»

Наталия Валериевна Андреева
Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ЧАСОВ»

ЦЕЛЬ: Знакомство с различными видами часов.

ЗАДАЧИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Познакомить с видами часов; с тем как по ним узнавали время (солнечные часы – по тени); по звездам; песочные часы; «живые» часы – петух; механические часы; электронные часы. Используя прием рассматривания и сравнения.

Подвести детей к пониманию назначения часов.

Научить устанавливать причинно-следственные связи между строением (солнечные, песочные, механические, электронные).

Публикация «Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения „Путешествие в царство часов“» размещена в разделах

Подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Вызвать положительно эмоциональный отклик.

Воспитывать бережное отношение к часам; учить ценить свое время.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развитие познавательных способностей.

Развивать умение ясно и четко излагать свои мысли; не перебивать товарищей, строить полные предложения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

– Разучивание загадок, пословиц о времени.

– Чтение о времени, часах.

– Наблюдение за временем суток.

– Рассматривание иллюстраций на данную тематику.

МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: письмо от «короля часов», волшебная палочка; картины: утро (рассвет, день (солнце высоко, вечер (закат, тень; солнечные часы; макет «солнечные часы»; фонарик; картины: звездное небо; луна; желтый картон; песок; сундучок; песочные часы; механические часы; картина: механизм; разобранные механические часы; часы + ключ для завода; часы с кукушкой (маятником); наручные часы; настенные часы; карманные часы; будильник; дом; забор; дедка; бабка; петухи; электронные часы; батарейки; наручные электронные часы; секундомер; 6 больших картин: тень, небо, песок, механизм, деревня, батарейки; по 3 одинаковых маленьких карточки; солнечные часы; звезды; песочные часы; механические; петух; электронные часы.

Ход НОД

– Ой, ребята, смотрите куда-то исчезли наши часы со стены. Никто из вас не видел? (нет).

– Интересно, куда же они пропали? Как вы думаете? (упали за кровать, сломались и их забрали в ремонт).

– А как же мы теперь будем узнавать время? (спросим у кого-нибудь).

– А у кого?

– Как же мы теперь узнаем, что нам пора заниматься, гулять, обедать, спать? (заглянем в соседнюю группу и посмотрим, что там делают дети).

– Да ребята, оказывается, без часов очень плохо.

– Ой, смотрите, а здесь лежит какое-то письмо. Интересно откуда оно взялось? И кому адресовано?

– Ребята, да это же для нас с вами, смотрите, тут написано «Детям средней группы из 61 детского сада». Давайте посмотрим, что в нем. (Открываю, читаю).

– «ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА, ПИШЕТ ВАМ КОРОЛЬ ЧАСОВ.

ХОТЕЛ БЫ Я УЗНАТЬ У ВАС, ВОЗМОЖНО ЛЬ,

МНЕ БЕЗ ЧАСОВ ПРОЖИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ?

БРОДИЛ Я МНОГО ПО ПЛАНЕТЕ

И ВОТ РЕШИЛ ОБРАТИТЬСЯ К ДЕТЯМ,

А ВДРУГ, ВЫ МНЕ ПОМОЖЕТЕ В ОТВЕТЕ».

«НЕДАВНО МНЕ РАССКАЗАЛИ ОДНУ ИСТОРИЮ – «ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ЧАСОВ», А Я В НЕЕ НЕ ПОВЕРИЛ И ДАЖЕ СКАЗАЛ, ЧТО БЕЗ ЧАСОВ Я МОГУ ОБОЙТИСЬ. И ВСЕ ЧАСЫ ОБИДЕЛИСЬ НА МЕНЯ И УШЛИ, А Я БЕДНЫЙ И НЕСЧАСТНЫЙ ТЕПЕРЬ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КОГДА В МОЕМ ЦАРСТВЕ НАСТУПИТ УТРО, А КОГДА ВЕЧЕР. РЕБЯТА, ПОМОГИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА».

– Король часов просит нас о помощи, поможем ему? (да). Может быть, тогда и наши с вами часы вернутся на свое место.

– А все-таки ребята, как вы считаете можно ли без часов обойтись? (нет, по часам моя мама встает на работу, чтобы не опоздать; отводит меня к завтраку в детский сад; если бы не было часов, мы бы не смогли отличить день от вечера).

– Я с вами согласна, но чтобы помочь Королю, нам придется отправиться в путешествие по «Истории развития часов».

– Но, как нам это сделать? (пойти, поехать, полететь).

– А я кажется, знаю. Смотрите, что это? (волшебная палочка).

– Интересно, откуда она тут взялась? Не знаете? (кто – то забыл).

– Наверное, ее прислал Король часов, чтобы с ее помощью мы могли прогуляться в прошлое.

– Ну, что отправляемся в путь? (да).

ТОГДА ЗАКРЫВАЕМ ГЛАЗА И ГОВОРИМ ТАКИЕ СЛОВА: «1, 2, 3 – В ПУТЕШЕСТВИЕ НАС УНЕСИ» (выполняем, открываем глаза и идем к первому столу).

– Смотрите, мы попали в далекое прошлое.

– Какие здесь красивые картины. Посмотрите.

– Что тут изображено? (утро, солнышко просыпается).

– Это называется восход.

– А тут? (вечер, солнышко ложится спать).

– А это называется закат.

– Посмотрите, а что это такое сзади мальчика? (его тень).

– Да ребята, утром, когда солнце встает становится светло, а ближе к вечеру, когда оно ложится спать, темнеет и от предметов и людей образуется тень. Именно так раньше люди определяли утро и вечер, по тени.

– Смотрите, а что изображено здесь? (круг с палочкой) – солнечные часы.

– Да, потом люди стали задумываться, как точнее узнать время и придумали солнечные часы. Вот они. (Показ часов).

– Люди чертили круг и вбивали в середину колышек, который обозначал стрелку часов. Солнышко ходило по небу, а по кругу ходила тень от колышка. Смотрите. (Показ эксперимента).

– Здорово получилось? (да).

– Скажите, такие часы удобны? (нет).

– А всегда ли можно определить время по таким часам? (нет). Почему? (солнышка не будет, и тень не будет падать; еще такие часы случайно можно затоптать или сломать колышек).

– Да ребята, вы правы. А сейчас посмотрите вот на эти картины. Что на них изображено? (звездное небо).

– Да, раньше звезды тоже служили часами, т. к. человек заметил, что ночью в разное время были видны разные звезды.

– А какие бывают звезды? Как вы думаете? (большие, маленькие, расположены далеко, близко; светят тускло, ярко).

– Молодцы, а сейчас давайте превратимся в часики.

ФИЗМИНУТКА

Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так?

(стоят руки на поясе, наклоны влево-вправо).

Это маятник в часах, отбивает каждый такт

(стоят руки на поясе, наклоны влево – вправо).

А часы идут, идут (ходьба на месте).

Иногда вдруг отстают (замедляется темп ходьбы).

А бывает, что спешат. Словно убежать хотят! (бег на месте).

Если их не заведут, то они совсем встают (останавливаются).

– Молодцы! А теперь с помощью нашей волшебной палочки, давайте отправимся дальше.

– ЗАКРЫВАЙТЕ ГЛАЗА И 1, 2, 3 – В ПУТЕШЕСТВИЕ НАС УНЕСИ. (Выполняем действие, открываем глаза и продвигаемся вперед, ко второму столу.)

– Ой, ребята, что это здесь такое насыпано? (песок).

– Верно, это для нас подсказка. Кто из вас догадался, какие появились часы? (песочные).

– Сейчас проверим (достаю из сундука песочные часы).

(Показываю).

– Правильно, молодцы! А почему они так называются? (в них песок).

– Как они работают? (в них сыплется песок из одной чашечки в другую и поэтому люди узнают, который час).

– Они удобны? (их можно брать с собой, но надо все время переворачивать).

– А чем они не удобны? (песок сыплется мало, только 5 минут; в карман положить неудобно; на стену не повесишь).

– А что можно успеть сделать, за то время пока сыплется песок? (помыть руки, выпить чашку сока).

– А где ими удобно пользоваться? (в поликлинике, в бассейне).

– Молодцы! Все узнали мы с вами о песочных часах и теперь двигаемся дальше.

ЗАКРЫВАЕМ ГЛАЗА И ГОВОРИМ: 1, 2, 3 – В ПУТЕШЕСТВИЕ НАС УНЕСИ. (Выполняем действие и идем к третьему столу).

– Ну, вот ребята, прошло много времени, пока человек не придумал часы с механизмом, которые сохранились и теперь. (На столе стоят механические часы).

– Как вы думаете, почему эти часы называются механическими? ( у них есть механизм: пружинка и зубчатые колечки).

– Да, посмотрите перед вами механические часы.

– У них внутри есть пружинка и 2 зубчатых колесика. Колесики цепляются друг за друга и стрелки двигаются. (Показ на картинке и часах механизма).

– Но, такие часы каждый день нужно заводить ключом. (Показ часов и ключа к ним).

– А это часы с кукушкой (маятником). Смотрите, какие необычные. (Показ).

– А как такие часы называются? (наручные). Где их носят? (на руке).

– А это наручные часы? (нет, они очень большие). Показ (больших часов, с виду, как наручных). Правильно, эти часы вешаются на стену и называются – настенные.

– А такие часы называются карманными. (Показ).

– Ребята, а что должно быть в часах, чтобы мы не опаздывали на работу, в детский сад? (будильник, он звонит).

– Да, по утрам, нас будит будильник, но чтобы он зазвонил, что нужно с ним сделать? (завести). (Показ будильника, завожу).

– Вот, как здорово звонит, громко.

– А сейчас, я хочу напомнить вам одну потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполнит роль часов :

Петя, Петя петушок –

Золотой гребешок,

Петя рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает!

(Петушок)

– Правильно, посмотрите сюда (в стороне домик, бабушка, дедушка сидят, а на заборе сидит Петушок).

– Раньше, да и в наше время, в деревнях и селах люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходили по двору, хлопали крыльями и кричали «ку-ка-ре-ку». Утром петушок кукарекал и всех будил, а вечером кукарекал, чтобы ложились спать.

– Скажите, а в городе можно пользоваться такими живыми часами? (нет). Почему? (в квартире мало места и негде держать Петушка).

– Правильно ребята. А сейчас давайте вернемся к нашим настоящим часам.

– Помимо механических часов, люди придумали еще и электронные. (Показ).

– Как вы думаете, как они работают? (на батарейках).

– Да, такие часы работают от батарейки, а время в них выставляется с помощью кнопок. И на руке их тоже можно носить. (Показ ручных.) Настоящие чудо – часы.

– А это, что такое? (секундомер).

– А он, для чего нужен? (засекать время).

– А где, им можно пользоваться? (на физкультуре).

– Да, с его помощью можно засечь время и узнавать насколько быстро вы бегаете.

– Вот ребята, теперь вы видите, какой путь развития прошли часы, чтобы стать такими, как сейчас. Без них не может обойтись ни один человек, ни в древности, ни сейчас. Так, что теперь вы видите, как «Король часов был не прав».

– А сейчас давайте вспомним названия часов, с которыми мы познакомились. Поможет нам в этом игра: «НАЙДИ СЕБЕ ТУ КАРТИНКУ, КОТОРАЯ ПОДХОДИТ К ТВОИМ ЧАСАМ». ( ЦЕЛЬ: помочь запомнить название часов и то, как по ним узнавали время).

– Шесть человек у меня будут капитаны, вы получаете большие картинки (тень, небо, песок, механизм (пружинка и колечки, деревня, батарейки) и вам нужно встать в разных уголках группы. Все остальные получают маленькие карточки с изображением часов (солнечные, звезды, песочные, механические, петушок, электронные).

– Пока я говорю слова, тем, у кого маленькие карточки нужно быстро найти свою большую картину, которая имеет отношение к вашим часам.

– Все понятно (да). Тогда начинаем.

– СМОТРИ СКОРЕЙ, КОТОРЫЙ ЧАС

– ТИК-ТАК, ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!

– А СЕЙЧАС НЕ ЗЕВАЙ,

– СВОЮ КАРТИНКУ ВЫБИРАЙ.

(Помогаю, хвалю – проговариваем. Сначала были: солнечные часы – время узнавали по тени; по звездам; по песочным часам; по механическим; по живым часам «Петушок» – в селах и деревнях; по электронным.)

– Молодцы! Все справились. (Забираю карточки).

– Вот и закончилось наше путешествие по «Истории развития часов «и пора нам возвращаться в группу. Закрывайте глаза и говорите вместе со мной:

«1, 2, 3 – ОБРАТНО ПАЛОЧКА НАС ОТНЕСИ» (выполняют действия, открывают глаза).

– Ну вот, мы и вернулись. Кто мне скажет, что же надо сделать «Королю», чтобы все часы к нему вернулись и больше на него не обижались? (извиниться).

– Да, ребята, теперь нам надо будет написать Королю письмо и обо всем ему рассказать, а еще вы можете нарисовать для него любые часы, которые вам больше всего понравились. Но этим мы займемся вечером, а сейчас отдыхайте после длительного путешествия.

Публикации по теме:

Использование технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГТ в дошкольном учреждении Происходящее в России глубинное реформирование образовательной системы, появление новых форм обучения, возникновение новых типов образовательных.

Консультация «Использование элементов проблемного обучения для развития у детей познавательно-речевой активности» 2 слайд. Актуальность Ведущее направление развития мировой педагогики — развивающее обучение. По сравнению с традиционным образованием,.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей средней группы «В мире эмоций» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников; Задачи: - Учить определять эмоциональное состояние и употреблять в своей речи слова, обозначающие.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Наш большой каравай» Конспект НОД. Познавательное развитие Тема: «Наш большой каравай» Цель: Уточнить представление детей о труде хлеборобов. Воспитывать уважение.

Конспект НОД с использованием технологий проблемного обучения и ИКТ «Моя дружная семья» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в подготовительной группе на.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения (подготовительная группа) Конспект НОД по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения (подготовительная группа) Задачи: – закрепить знания детей о геометрических.

Конспект ООД «Весенняя прогулка» во второй группе раннего возраста с использованием технологии игрового обучения Программные задачи: 1. Развивающие Развивать координацию речи с движением; способствовать усвоению понятия «весна»; развивать память,.

Конспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию «Наши помощники-дорожные знаки» с использованием ИКТКонспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию «Наши помощники-дорожные знаки» с использованием ИКТ Цели и задачи: 1. Уточнить и закрепить знания об опасных ситуациях на дороге, о причинах возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием игровой технологии «Звуки [р], [р’]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием игровой технологии Тема: Звуковая культура речи. Звуки «р», «р’» Тип:.

Занятие по развитию речи с использованием технологии игрового обучения в младшей группе «Осенняя прогулка» Цель: активизация познавательной и речевой деятельности детей. Задачи: – закреплять знания о приметах осени. – совершенствовать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов»
Опубликовано: 3 ноября 2015 в 15:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Валериевна Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД