Мария Ягурнова
Конспект ООД «Чтение и пересказ произведения К. Д. Ушинского «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: Чтение и пересказ произведения К. Д. Ушинского
«Четыре желания».
Актуальность темы:
В настоящее время многие ученые и педагоги возвращаются к изучению наследия прошлого, анализируют взгляды на педагогическую науку отечественных и зарубежных исследователей. Значительное место в педагогической науке занимает наследие К. Д. Ушинского, основоположника научной педагогики в России в целом и методики первоначального обучения детей родному языку в частности. Многие проблемы обучения и воспитания детей, рассматриваемые К. Д. Ушинским, остаются актуальными для современной педагогики и психологии. Одной из них является проблема воспитания читательской культуры у дошкольников.
Публикация «Конспект ООД „Чтение и пересказ произведения К, Д, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Поэтому он определял воспитание как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Важную роль в этом процессе он отводил чтению. Именно в связи с этим Ушинский сформулировал свой известный педагогический принцип в отношении чтения : «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело»
Цель: Развитие интереса к художественной литературе, воспитание чуткости к художественному слову.
Задачи:
Развивающие: Совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Обогащать словарь детей по теме «Времена года».
Обучающие: Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать литературный текст с опорой на наглядность. Учить правильно, строить сложноподчиненные предложения. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Воспитательные: Воспитывать умение чувствовать красоту и выразительность языка литературного произведения.
Оборудование: Слайды презентации о временах года (картины природы, игры детей, портрет К. Д. Ушинского, раздаточные картинки на каждого ребенка.
Ход ОД
I. Организационный момент.
1. Дидактическая игра «Времена года» с использованием
ИКТ (слайды).
Детям демонстрируются слайды, изображающие картинки-ответы на вопросы и загадки. Из представленных картинок они должны выбрать правильные, кликать по ним компьютерной мышкой.
Цель игры – формирование представлений о сезонных изменениях в природе и развитие способностей к познанию посредством использования компьютерных технологий.
2. Игра “Назови звуки”.
Дети, должны назвать, какие звуки можно услышать в разное время года.
Весной – капель, журчание ручья.
Летом – жужжание насекомых, пение птиц.
Осенью – дождь, шуршание листьев.
Зимой – скрип снега, метель.
II. Основная часть.
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К. Д. Ушинского «Четыре желания» (На доске портрет К. Д. Ушинского). Константин Дмитриевич известен своими трудами и уважаем особенно среди людей, занимающихся педагогической деятельностью. Ведь это великий человек всю свою жизнь помогал своими трудами правильно воспитать детей. Однако он именно для них написал много интересных рассказов и сказок, которые и сегодня не потеряли своей важности и популярности. Писал не только для взрослых, но и для детей. А сейчас, дети, мы с вами познакомимся с произведением К. Д. Ушинского “ Четыре желания”.
Чтение произведения.
Беседа по содержанию произведения.
- Как звали мальчика? (Митя)
- Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
- Каким он был зимой? (Веселым и румяным)
- Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
- Куда записали его желание? (В записную книжку)
- Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
- За кем бегал Митя? (Митя бегал за бабочками.)
- Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
- Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
- Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)
- Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)
- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)
- Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)
-Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
-Какое время года наступило? (Осень.)
- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
- Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)
- Что мальчик говорил отцу? (Осень лучше всех времен года)
-Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
Физкультминутка:
«Зимние игры»
Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах,
И в снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью : правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).
Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)
Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).
Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)
—бабу снежную лепить ( снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)
Весело зимой! Не хочется домой!
Повторное чтение рассказа.
После каждой части дети выкладывают на столах картинки-схемы по сюжету рассказа (воспитатель вывешивает на доске).
1 часть – (Горку, санки, коньки, карманную книжку).
2 часть – (бабочку, цветок, книжку).
3 часть - (траву, рыбу, ягоду, книжку).
4 часть - (яблоко, грушу, книжку).
- Ребята, с вашей помощью я выложила 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.
Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по частям.
Д/ игра: «Подбери слово».
Цель: выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде; активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций.
Детям предлагается закончить предложение словом, подходящим по смыслу:
Зимняя… шапка, погода, вьюга.
Весеннее…солнце, тепло, настроение.
Летний…вечер, дождь, ливень, сад.
Осенние…листья, грибы, клумбы, облака.
- Дети, давайте вспомним, как Митя в рассказе радовался приходу каждого времени года, мы будем произносить фразы с разной силой голоса (шепотом, тихо, с разной интонацией.
Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
Большой - маленький
Хороший - плохой
Холодный - теплый
Говорить - молчать и т. д.
III. Итог занятия.
- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
- Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский).
- А какое же время года больше всего понравилось Мите?
- Каждое время года хорошо по своему. У природы нет плохой погоды. А чтобы природа нас всегда радовала, что нужно делать? (беречь природу)
- Правильно, надо беречь и заботиться о природе, охранять животных и растения.
Список использованной литературы:
1. Янина, С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании / С. Янина // Школьная библиотека. – 2001.
2. Фролков, А. Константин Дмитриевич Ушинский, его жизнь и педагогическая деятельность / А. Фролков. – СПб., 2005.
3. Ушинский, К. Д. Воспитание человека / К. Д. Ушинский; сост. С. Ф. Егоров. – М. : Карапуз, 2000.
4. Латышина, Д. И. История педагогики: воспитание и образование в России X – начало XX века / Д. И. Латышина. – М. : Форум, 1998.
5. Ю. А. Гриханов. Библиотечная энциклопедия ; РГБ. – М. : Пашков дом, 2007.
6. Серова А. А. Ушинский К. Д. О роли русского языка в воспитании человека // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение.»2009г. Психология.