Наталья Попова
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II
▼ Скачать + Заказать документы
"Курочка Ряба"
Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке «Курочка Ряба». Какой смысл несёт в себе эта сказка? О чём рассказывает? Для того, чтобы попробовать всё понять, давайте остановимся на персонажах сказки, которая несёт в себе рассказ о том, как понимали наши пращуры сам процесс сотворения Мира, образ которого они видели в Яйце. Яйцо, будучи символом Мира, означало как его зарождение, так и конец, и заключало в себе весь жизненный цикл.
Публикация «Методическая разработка „О значении устного народного творчества для воспитания детей“, Часть II» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
Дед и Баба – это всё человечество в миниатюре, в образе которых показывается абстрактная модель семейных отношений.
Одной из главных богинь древних была Макошь, имевшая множество ипостасей. И Курочка – это первая ипостась, с которой мы сталкиваемся в сказке. Имя её состоит из двух частей: суффикса –ба, означающего процесс движения (молотьба, просьба, свадьба и др., а также слово «судьба» (от «судить» + -ба, означающее ту сторону жизни, которой управляет богиня Макошь. А первая часть имени Ря – от древне-русского глагола – рять, рятать, обозначающего множественность, обильность, яркость. Вот и получилось, что Ряба говорит о её принадлежности к Космосу (как Мирозданию, жизни, а не непосредственно - межзвёздному пространству, ведь при рассматривании небосклона рябит глаза от множества звёзд. Вот и Курочка Ряба!
Кто же такая Мышь? Помимо того, что это просто животное – зооморфный образ, это ещё одна ипостась упоминаемой богини. Так причём же здесь эта её ипостась? А цепочка достаточно длинная – Макошь-прародительница создала Мир (Космос, Время, Пространство, из сосков коровы Зёмун (очередная ипостась Макоши) вытекало молоко и образовало Млечный путь, по которому ходили Человеческие Души. И их, в своей последней ипостаси Макоши-Мары, Богиня принимает в последний путь. Именно эта последняя сущность богини и есть Мышь, смерть. Мышь, которая хвостиком вильнула и… разбила яйцо! Т. е. прервала жизненный цикл.
Д. ф. н. В. Н. Топоров придерживался именно этой точки зрения, раскрывая идею о создании Трёх царств – золотого, серебряного и медного (помните поговорку – пройти огонь, воду и медные трубы – нет ли здесь связи, которые символизировали небо, землю и людей, её населяющих.
Очень мною любимый Б. Заходер придерживался мнения, что сказка эта о человеческом счастье – бьют его люди и так, и эдак, добиваются его, не зная зачастую, что же с ним делать, а мышка прибежала и – нет больше счастья, даже неразгаданного, т. е. того, что было заключено в золотом яйце.
Но если говорить коротко – сказка эта о Жизни и Смерти, о Мудрости Вселенной, которая и заключена в золотом Яйце. Ведь не каждому дана возможность постичь её, иногда мы соглашаемся и с простой мудростью, заключённой в простом яйце (недаром говорится, что синица в руке лучше журавля в небе).
И в конце своего пространного рассказа о сказке хочу напомнить, что всем нам известен лишь её «усечённый» вариант. Не поленитесь, поищите в интернете полный вариант сказки. Обещаю, вы многому удивитесь, потому что и здесь прослеживается прямая и крепкая связь с фольклором других земель, в частности со сказкой об умной Эльзе у братьев Гримм.
Мой рассказ не претендует на абсолютную точность и истину. Вопрос этот рассматривался, и продолжает рассматривается многими исследователями и специалистами. И трактований смысла сказки много. Но всё это необыкновенно интересно и знать надобно!
Приложение
1 слайд - иллюстративный материал к сказке "Курочка Ряба"
2 - 5 слайд - иллюстрации художника Анатолия Елисеева о бабе и курочке Рябе, о том, как рассказали внучке, что случилось и как мышка разбила яйцо.
6 -8 слайды - иллюстрации классика русской, советской школы живописи Юрия Васнецова о курочке, яйце и деде с бабкой.
9-11 слайды иллюстрации О. Матяш, выполненные в юмористическом, мультяшном жанре.
12 - 15 слайды - иллюстрации к сказке Венеамина Лосина, выполненные в реалистичной манере с подробностями быта - присутствует изображение прялки, половичка, лучины и деревянной мебели
16 - 18 слайды - иллюстрации Игоря Тугабея. Эти иллюстрации выполнены в манере упрощённой, без детализаций, но очень понятной и забавной.
19 слайд - конец.