Анна Фофанова
Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом.
Цель: определение эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого творчества детей средствами устного народного творчества.
План проведения педсовета:
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
1. Вводная часть.
2. Обсуждение решения предшествующего Педсовета.
3. Деловая игра «Сказка на новый лад».
4. Обсуждение и принятие проекта решения Педсовета.
Перед проведением данного Педсовета для решения задачи годового плана «Развитие речи и речевого творчества детей средствами устного народного творчества» были проведены следующие мероприятия:
Консультация для педагогов «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО»;
Семинар – практикум «Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста»;
Деловая игра «Ярмарка педагогических идей или развитие речевого творчества детей дошкольного возраста».
Вводная часть содержала: подсчет общего количества участников Педсовета и принятие повестки и его регламента. Далее было проведено обсуждение решения предыдущего Педсовета.
Основная часть Педсовета заключалась в проведении деловой игры «Сказка на новый лад».
Задачи, которые решались в ходе проведения данной игры:
• актуализировать полученные теоретические знания и практический опыт использования устного народного творчества в развитии речи и речевого творчества детей дошкольного возраста
• развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в команде.
• раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Ход деловой игры:
Все участники делятся на 3 группы:
1-я команда – педагоги 1,2 младших групп;
2-я команда – педагоги средних групп и специалисты;
3-я команда – педагоги старших групп.
Игру проводят: ведущий, Царь, Царица.
Слова ведущего: Средь лесов и полей жил-был царь Берендей,
И с царицею своей он растил трех сыновей.
Старший умный был мальчишка,
Рано начал читать книжки.
Средний тоже был смышленый,
Даже в чем-то одаренный,
Младший вовсе был малышка,
Шумный резвый шалунишка.
Царь с царицею хотели, чтобы дети преуспели,
Чтобы грамотными стали, мысли четко излагали,
Чтоб увидел целый свет: образованней их- нет.
И с царицею своей долго думал Берендей:
Кто детей его обучит, уму- разуму научит,
Кто привьет им вкус к науке, отлучит навек от скуки.
И решил для сыновей пригласить учителей.
Выбор дело не простое, требует оно покоя,
Чтобы четко понимать, кого лучше нанимать.
Претендентов мы собрали здесь, в уютном светлом зале,
Чтобы каждый пред царем мог блеснуть своим умом.
К детям прежде чем пустить царь решил вас опросить.
Царь проводит «Блиц-опрос» (Приложение №1)
Участники дают ответы на вопросы «Блиц-опроса»
Слова Царя: Вы конечно не глупы и с теорией на «ты»,
Ведь науку надо знать, речь детей чтоб развивать.
Слова ведущего: Но царице все неймется, над наукою смеется.
Для нее всего главней - не отрываться от корней,
Родину свою любить и к народу ближе быть.
Слова Царицы: Вам хочу честной народ предъявить я свой кроссворд.
Посмотрю сколь вы мудры, сколь культурны, сколь хитры. (Приложение №»2).
Педагоги отгадывают кроссворд.
Слова Царицы: Не могу я не признать, справились вы все на пять,
А теперь хочу я знать, как речь ребенка развивать,
Что сыновья должны уметь,
Какими средствами владеть,
Чтоб отличаться красноречием и выразительностью речи,
Чтобы блистать умом пред светом и быть примером этикета.
Слова ведущего: Чтоб счастливым конец был у сказки,
Я раздам вам сейчас всем подсказки.
Вы подумайте, все обсудите и общее мнение нам огласите.
Ведущий раздает командам памятки о задачах речевого развития дошкольников каждой возрастной группы, согласно образовательной программе. Задача участников – подобрать средства их реализации, используя различные виды устного народного творчества, проиллюстрировав примерами из практического опыта.
Слова Царя: Говорите вы красиво, гладко, ладно и учтиво,
Но хочу я вам заметить: сыновья мои - лишь дети.
Им важней всего на свете, чтобы было с чем играть,
Где и как мир открывать,
Чтобы было интересно, что-то было неизвестно,
Чтобы было все доступно, можно, нужно и не нудно,
Чтоб ребенок мог читать, роли разные играть,
Двигаться вполне свободно и мечтать, о чем угодно,
Чтобы мог он сочинять и талант свой развивать
Задание для участников групп: «Создаем развивающую среду».
Задача участников - подробно описать предметно-развивающую среду, необходимую для реализации поставленной годовой задачи с учетом возрастных особенностей детей. Далее команды обмениваются мнением, дополняя друг друга.
Слова Царицы: Перед тем как вам доверить я смогу своих детей,
Покажите нам с царем свои таланты поскорей.
Вы загадки сочините,
Вы лемерик расскажите,
Вы стишок простой прочтите и в таблицу положите,
Чтобы было нам легко, разучить скорей его.
Творческое задание для участников групп: «Представление талантов»
Каждой группе участников дается свое определенное творческое задание. Время выполнения от 3 до 5 минут. Одна группа сочиняет загадки, другая – лимерик, третья составляет мнемотаблицу для разучивания предложенного стихотворения.
Слова Царя: Что ж, себя вы показали, умом талантами блистали,
Уверенно можно про всех вас сказать:
Достойны царевичей вы обучать!
Слова ведущего: И решив все сей же час, царь издал такой указ (показывает свиток)
Только вот очки забыл, и царицу попросил,
Завершая представление зачитать свое решение.
Царица зачитывает проект решения Педсовета.
Далее идет обсуждение и общее голосование за принятие данного решения.
Слова ведущего: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
С Богом вы теперь ступайте и решенье выполняйте.
Пусть покинет вас волненье и наполнит вдохновенье.
Нам же всем пора идти, сказка будет впереди!
Приложение №1
Блиц-опрос
1. Она бывает монологическая, диалогическая, внутренняя или внешняя. Все это вместе называется… (виды речи)
2. Это коротенькая притча. Она бывает полная и состоит из двух частей; из обиняка, картины общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда ее не отличишь от поговорки… (Пословица)
3. Это процесс создания нового речевого продукта. Это называется … (речевое творчество).
4. Это различение, при котором происходит анализ и синтез звуков частей речи, и которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. Это называется…. (Фонематический слух).
5. Это игра со словом. В ней поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же сходные звуки, но в разных комбинациях, она не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Что это?. (Скороговорки).
6. Это усиление и уменьшение тона в высказывании. Это называется… (Интонация).
7. Это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку, состоящую из слов. Это называется …. (Связная речь).
8. Это короткое стихотворение, состоящее всегда из 5 строк, предложенное Эдвардом Лиром. Его называют… (лимерик).
9. Это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь. Это называется … (Колыбельные песни).
10. Это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Это называется… (мнемотехника).
Приложение №2
Кроссворд на знание жанров устного народного творчества
(представлен в виде презентации).
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (пословица)
2. Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей! (закличка)
3. Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не есть,
Кто молока не пьет.
Забодает, забодает, забодает (потешка)
4. О каком жанре идёт речь на картине? (былина)
5. Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола" (загадка)
6. Что написано пером, того не вырубишь топором (поговорка)
7. Эники-беники ели вареники
Эники-беники - клёц!
Вышел весёлый матрос (считалка)
8. Петя-Петя-Петушок,
Петя - красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке - сережки! (прибаутка)
9. Музыкальный вопрос (частушка)
10. ___, ___
Переходят все границы,
Ну и что же, ну и что же -
Быль и небыль так похожи! (небылицы)