Получи документы

Научно-методическая разработка «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Светлана Сердитова
Научно-методическая разработка «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Представление, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Н. А. Бернштейн

Готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию.

М. Монтессори

Что отличает человека от животного? Прежде всего, интеллект и речь. С помощью интеллекта мы познаем окружающий мир, а речь помогает нам описывать его. Речь – одна из форм существования языка, напрямую связанная с мыслительной деятельностью. Интеллект и речь начинают развиваться еще в раннем возрасте. Речь у ребенка развивается благодаря тому, что он живет в речевой среде.

Публикация «Научно-методическая разработка „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей“» размещена в разделах

Различают три вида речевой деятельности, к которым относятся:

1) Письменная речь, позволяющая отражать мысли на бумаге;

2) Звуковая речь - благодаря произнесенным звукам, которые складываются в слова, мы общаемся.

3) Внутренняя речь, напрямую связанная с мышлением.

Первый вид речи, которым овладевает ребенок – это звуковая речь. Ею дети овладевают в процессе общения. Именно поэтому важно с самого рождения ребенка правильно говорить с ним, «не сюсюкать», не использовать в собственной речи слова – паразиты. Если с ребенком мало общаться, что и происходит в наш век новых технических высот, компьютеризации, то результатом становится задержка в развитии, причем не только речевом, но и интеллектуальном. Ведь речь способствует развитию высших отделов психики и своевременное овладение ребенком речи – это фундамент для его успешного обучения и дальнейшего и дальнейшей жизненной деятельности.

Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев (М. М. Кольцова).

Доказано, что треть всего объема двигательной проекции коры мозга занимает проекция кисти рук, а расположена она рядом с областью, отвечающей за речь. Подобная близость двух областей позволяет ученым рассматривать кисти рук наравне с артикуляционным аппаратом. Вот почему движения рук влияют на развитие речи, вот почему мало разговаривать с ребенком, нужно еще и развивать его мелкую моторику. Мелкая моторика не только отвечает за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Кроме того, важность развития мелкой моторики состоит в том, что в дальнейшем ребенку предстоит использовать тонные движения.

На основе проведенных опытов и обследовании большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и речевое развитие ребенка задерживается (Л. В. Фомина). На кистях рук располагается множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на мозг и внутренние органы человека, рефлекторно и напрямую связанные с ними. Движения рук, пальцев стимулируют кору головного мозга, оказывают большое воздействие на составляющую речь, активизируют ее. Следовательно, для того, чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь и способствуют устранению дефектов речи. Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развита память, внимание и логическое мышление, что особенно важно для поступления в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, в дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Как часто приходиться слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно – следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Развитый мозг и неразвитая рука – это явление не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Начинать работу нужно еще в раннем возрасте. В 3-4 года пальчики ребенка работают лучше, но все же, недостаточно хорошо. В 5-6 лет дети еще не могут оценивать пространственные различия. Столь же плохо ориентируются в понятиях «справа», «слева», «внутри» или «около».их движения еще не точные и не согласованные, многие неправильно держат кисть, карандаш – вот почему и укреплять пальцы, воспроизводить точность их движения, важно и в 5-6 лет.

В наш век новых технологий и компьютеризации в жизнь вливаются огромной лавиной термины из иностранных языков, и родители процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером и телевизором, чем в живом окружении. Вследствие этого и страдает речь, «засоряется» сленговыми словами и употреблением нелитературных выражений.

В течение последних нескольких лет, принимая вновь поступивших детей в детский сад, в свою группу все чаще сталкиваюсь с этими проблемами. Поэтому приняв своих малышек вновь, исправлять положение в лучшую сторону по развитию речи детей, решила с помощью фольклора. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество разных жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки и т. д. – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Д. С. Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, сто делал народ – единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищали народное искусство от безвкусицы». Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Фольклор, как историческая конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, втирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и своевременен. Именно по этой причине он, помимо воспитательной функции, несет еще и речевую. Обращение к фольклору, как к средству развития речи способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности.

Использование потешек, пальчиковых игр, поговорок, пословиц, загадок обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями дошкольников – свойства памяти, а также способностью концентрировать свое внимание лишь на короткий период времени. Если потешки, пальчиковые игры помогают обогащать словарь и кругозор ребенка, обучают образовывать однокоренные слова ( например: котя, котенька, коток, позволяют запоминать слова, формы слов и словосочетаний, то произнесение поговорок, скороговорок влияет на дикцию. Никто от природы не обладает идеальным произношением – ведь речевой аппарат работает еще недостаточно координировано. Дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие наоборот – говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить – дикция вырабатывается на занятиях. Варианты для работы каждый педагог вырабатывает сам. Кроме этих жанров нравятся детям считалки и загадки. Считалки – это особый способ рифмовки слов, они незаменимы при организации игр – подвижных, спортивных, дидактических. Частое их использование в повседневной жизни позволяют иначе взглянуть на художественное произведение, задуматься над особенностями рассуждения в нем, объяснить свое понимание того или иного предмета, явления, что способствует развитию не только речи, но и мышления.

Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Но сейчас зачастую даже речь взрослых замусорена различными иностранными словами. А ведь в России народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, затрагивая все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Но родители в силу занятости, сложных социальных условий не используют устное народное слово, которое является стержнем, передаваемым из века в век, из семьи семью. Вследствие этого произведения народного творчества – а это и песенки, потешки, пальчиковые игры, загадки – практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 5-6 лет.

Ведь что такое потешки? Это забавные стишки, которые предназначены, прежде всего, с раннего возраста для того, чтобы развивать мелкую моторику, речь и интеллект ребенка. Потешки, прибаутки, песенки предназначены оказывать психологическое, развивающее и оздоровительное воздействие на ребенка. Вот почему они стали первой опорой с моими малышками. Пальчиковые игры, потешки, гимнастика играют важную роль в развитии мелкой моторики пальцев рук. Еще в Древнем Китае было известно, что пальчиковые игры приводят в равновесие тело и разум; кроме того они снимают напряжение и усталость.

Наряду с ними включала чтение русских народных сказок, которые влияют на развитие памяти и внимания, т. к. младшие дошкольники еще не способны контролировать свое внимание длительное время. Также они влияют на восприятия художественного текста, обогащают словарь и кругозор. Для устранения ошибок, еще недостаточно координированного речевого аппарата у детей, постепенно стала использовать на занятиях пословицы, поговорки и загадки. Пословицы и поговорки – это особый вид устной поэзии, который своими языковыми средствами выразительности предают отношения к различным предметам и явлениям.

Загадки же помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи; помогают увидеть вторичные значения слов и формируют представления о переносном значении слова. В загадках в более сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть переносное значение слова, учат образно мыслить. Зачастую отгадка дается детям не просто, поэтому задаваемые вопросы могут зависеть от желания педагога дать сразу ответ или творчески развивать мышление ребенка. Ведь творческая фантазия детей поистине безгранична, и на очевидный вопрос ребенок может дать нестандартный ответ.

Поэтому для обследования детей 2-х лет, поступивших в мою группу, я выявила уровень их речевого развития с помощью первоначальной диагностики (см. Приложение №1). Обследование детей проводила не одномоментно, а в течение 3-4 недель, предлагая выполнять воспитанникам различные виды деятельности. Наблюдая за тем, как ребенок работает с пластилином, определяла, умеет ли он раскладывать ладонями шарик или «колбаску», катать шарик пальцами, как точно может делить кусок пластилина на части. При работе с бумагой наблюдала, может ли ребенок складывать лист пополам, разрезать его и т. д. при рисовании просила проводить вертикальные и горизонтальные линии, расспрашивать предмет, картинку. При этом обращала внимание на то, как ребенок держит карандаш. Неутешительные результаты оказались и по речи : некоторые дети не умели общаться со сверстниками, изъяснялись предложениями, состоящими из 3-4 слов, а иногда 1-2 слова. У других страдала звуковая сторона речи и дикция – во рту у ребенка при разговоре «каша». Речь ситуативная, бедная, недостаточный словарный запас. У большинства детей начисто отсутствовали навыки культурной речи : не могли регулировать громкость голоса, темп, правильно обратиться к собеседнику, выразить просьбу словами.

Результаты показывали, что развитие речи и мелкой моторики, что называется, оставляют желать лучшего. Вследствие этого выделила типичные проблемы развития речи детей :

1) Односложная, «ситуативная» речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3) Употребление у детей сленговых слов и нелитературных выражений!

4) Бедная диалогическая речь – неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

5) Неспособность составить небольшой сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему!

6) Отсутствие навыков культурной речи

7) Плохая дикция, звукопроизношение и грамматически неправильная речь.

8) Плохая моторика пальцев рук.

Выявив проблемы с речью своих детей, поставила целью работы – развивать речь у детей, используя устное народное творчество, как приоритетное направление.

Исходя из цели, выделила задачи:

1. Определить уровень развития речи и мелкой моторики детей, проследить динамику изменения.

2. Учить вырабатывать отчетливое звукопроизношение и грамматически правильную речь.

В первую очередь составила перспективный план по реализации этих задач.

Чтобы всецело обхватить процесс исправления речи обратилась за помощью к родителям. Анкетирование показало, что родители видят и проявляют интерес к проблемам и готовы помочь преодолевать их. Для этого был составлен план совместной работы по становлению речи детей. Здесь заметила, что родители считают: готовить ребенка к школе – значит учить его читать и писать. Объяснять, что прежде чем научит дошкольника читать, ему надо помочь исправить речь и научить изъясняться и общаться правильно.

В своей работе старалась использовать схему «от простого к сложному». Так как в группу поступили еще совсем малышки, то чтобы вызвать интерес и желание к общению, начала использовать пальчиковую гимнастику, потешки, песенки. Некоторые малыши владели только десятком слов, речь не развита. Чтобы ускорить процесс, сама ритмично и эмоционально читала потешки, показывая движения. Например, П. В. сразу заинтересовалась текстом, он доставлял ей максимум удовольствия. Но одновременно проговаривать текст, и выполнять движения ей было достаточно сложно. Так как пальчиковые игры, потешки требуют интонации голоса, выразительности, то заучивала текст и движения наизусть. Например, поначалу В. И. совсем не был заинтересован – он отвлекался, у него преобладало агрессивное поведение, речь непонятна, во рту «каша». Видела, что ребенок не заинтересован, поэтому сразу же изготовлять наглядные пособия, в чем родители приняли самое активное участие. Веселые зайчики, поросята, одеваемые на кончики пальцев, колпачки, члены семьи – от дедушки до малышки – вся эта наглядность, конечно же, вызвали бурю эмоций и огромный интерес у малышей. Чтобы надеть на пальчик гномика, а затем и самостоятельно рассказать игру «Спокойные пальчики» (см. Приложение № 3, дети выбирали какой же гномик соответствует определенному пальчику. Конечно же они их меняли, рассказывали, а в глазах В. «засветился» интерес, он улыбался от удовольствия. Ведь забавные игры, потешки, стихи учат управлять своими движениями, улучшают эмоциональное состояние ребенка, а частые повторы, подговаривания концов текста развивают речь. Детям нравится пальчиковая гимнастика, т. к. в них простое содержание, доступное детям. Поэтому дети сами стали просить поиграть в игры. Они учились играть с пальцами во время умывания:

«Кто зубы не чистит, не моется с мылом

Тот вырасти может слабым и хилым.. .»

во время одевания и прогулки:

«Вышли пальчики гулять

Стали весело плясать.. .» (см. Приложение № 4)

Также во время режимных моментов, таких как прием пищи:

«Бабушка кисель варила

На горушечке.. .»

И во время утренней гимнастики и физкультурных занятий:

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок)

Кто его открыть бы смог?

Повертели (круговые движения сцепленных пальцев)

Покрутили

Потянули (руки тянутся в стороны)

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы)

И в зачине подвижной игры: «В море бурном, море синем.. .»

На праздниках и досугах также активизируется моторика рук «Блины», «Апельсин», «Шла кукушка».

Если поначалу дети не могли запоминать текст, то затем они уже самостоятельно рассказывали его с движениями, наряду с пальчиковой гимнастикой на занятиях по развитию речи включала артикуляционную. «Приключения язычка» - артикуляционный аппарат готовится к основным движениям языка, помогает произносить и воспроизводить звуки (см. Приложение № 4). Так, если у П. С. произношение звука «с» было искажено почти во всех словах с этим звуком, то теперь этот свистящий звук не произносится только в сочетании с шипящими. Поэтому на занятиях в индивидуальной работе использовала задания непосредственно для вырабатывания этого звука с шипящими: «Узнай звук в слове», «Песенка водички», «Хлопни в ладоши» (см. Приложение № 5). Работа с нею продолжается и дальше, и что радует, девочка не боится, она активно играет, произносит звуки, у нее есть интерес. В настоящее время много детей гиперактивных – у них повышенная возбудимость. Отсюда и слабое внимание, слуховое восприятие, неусидчивость. Для того, чтобы развивать слуховое восприятие использовала дидактические игры: «Укачай куклу», «Что звучит», «Кто голос подает?».

Как известно, без родителей и их активного участия невозможно развить коммуникативные навыки детей. Родители участвуют в жизни группы и понимают значимость проблемы. Ведь готовить ребенка к умению читать и писать – это труд. Но прежде чем научить, ему надо помочь исправить речь. Поэтому и участие родителей не должно быть разовым, эпизодическим – это трудный и длительный процесс. Вошло в традицию организация и проведение совместных праздников, физкультурных досугов, различных конкурсов. Активное участие приняли родители в конкурсе «Лучшая аллея группы», куда принесли и посадили большое количество деревьев и кустарников. На родительском собрании «Учимся говорить и общаться» были приглашены педагоги школы, чтобы выделить основные проблемы, вытекающие из-за недоразвития речи дошкольников. Участие родителей в праздниках остается незамеченным детьми. Ребята порой не узнают своих мам, бабушек в роли волка или деда Мороза. Для родителей оформляются стенды, папки-передвижки, результаты диагностики, ежедневная информация об изменении в жизни детей. В этом году в детском саду составлен проект по совместной работе с родителями: «Патриотическое воспитание через работу с семьей». Чтобы осуществлять план общего проекта, каждая группа составила свой проект. Чтобы воспитать патриотические чувства, работа идет через бережное отношение, любовь к родным и близким. Поэтому и экскурсии на места работы родителей, знакомство с их профессиями принесут немало пользы – как для дошкольников, так и для педагогов. Все это сближает родителей и педагогов детского сада – сотрудничать помогает интерес и доверие.

Проведенное анкетирование показало, что тема развития речи интересует родителей; они хотели бы также консультации таких специалистов, как логопеда, психолога. Поэтому в дальнейшем запланированы консультации с этими специалистами, а также более углубленная работа по звукопроизношению и грамматического строя речи. Это хорошо отражается в таблице начального и конечного диагностирования (см. Приложение № 8). Достигнутые результаты показывают изменения в лучшую сторону: увеличился запас слов, улучшилась связная речь, есть определенные сдвиги и в грамматическом строе и звукопроизношении. Становление всех звуков речи должно заканчиваться к 5-ти годам, но сонорные, шипящие звуки не получаются у многих, а некоторые, например, Д. К. по привычке заменяет один звук на другой (Даса вместо Даша). Поэтому считаю, звукопроизношение исправлять необходимо не только на занятиях, но и индивидуально. Для этого совместно с родителями были приобретены индивидуальные рабочие тетради для детей по разделам : «Математика», «Прописи», «Уроки обучения грамоте», «Развитие речи». Если раньше детям было довольно затруднительно в тетрадях по прописям закрашивать предмет, не выходя за контур, проводить ровные линии по точкам, то изменения теперь заметны. Сначала ребята моей группы неохотно занимались в тетрадях, то сейчас свободно сами подходят, самостоятельно садятся, просят объяснить задание. Видно, что им интересно, хочется закрасить предметы правильно, как указано в тетради. Дети даже замечают недостатки работы других сверстников, говорят об этом, сравнивают со своими результатами в тетрадях. Также и на общих занятиях – они слышат, как пересказывают сверстники, выделяют лучший пересказ; хотя объяснить, почему лучший не могут. Только наводящие вопросы: «Использовал ли он слова по тексту? Какие слова? Какие слова были лишними?» помогают выявить недостатки. Обычно при рассказывании, описании предметов, явлений у детей в речи присутствуют слова : ну, вот, еще, как-то и др. Рассказ «замусоривается» этими словами. Особенно это заметно у детей, не посещающих детский сад, или часто пропускающих. Долгое время не посещала Л. Л., часто пропускает детский сад Ю. Т. Эти дети из неблагополучных семей, с ними идет отдельная планомерная работа: посещаем совместно с заведующей и медсестрой такие семьи несколько раз в учебном году; ведется просветительная и индивидуальная работа с таким родителями. Для улучшения речи по звукопроизношению, грамматической стороны запланировано в дальнейшем включение пальчиковой гимнастики не только во все режимные моменты, праздники, но и на все занятия: математика, изодеятельность, ручной труд, чтение художественной литературы и другие. Фольклор настолько обширен, что использовать его можно практически во всех видах деятельности. Чтобы родители больше читали дома, учили стихи, рассказывали сказки с детьми, запланирован конкурс «Лучший чтец», где дети и взрослые определяют лучшее чтение произведения. Проводится он не только внутри детского сада, но совместно и с другими садами села. Дети подрастают, поэтому включения таких операций, как шитье, изготовление нарядных салфеток, обучение различным видам шва – также влияет на мелкую моторику, а значит и речь. Индивидуально и подгруппами работаем с бумагой – складывание и различные действия с ней помогают детям эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать колоритность внешнего вида поделки. А применение художественного слова, близкого по теме, способствует запоминанию текста, расширению и закреплению словарного запаса. Поэтому вопросы и высказывания детей очень радуют : «А скажите, ребята, вам где больше нравится – дома или в детском саду?», выслушав мой вопрос, один ребенок ответил: «А мне больше в детском саду, здесь так интересно!» Общение со сверстниками, совместная игра, различная деятельность, их смена – отвлекает детей от грустных событий, вызывает приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Таким образом, работу над развитием речи, устранением недостатков продолжу и в дальнейшем. Видя результаты, замечаю и свои недостатки в работе – необходимость закрепления достигнутого результата ребенком индивидуально и дома с родителями. Чтобы работа шла «здесь и теперь», чтобы затраченная энергия ребенка и взрослого была ненапрасной, а действия направить на всестороннее развитие, пусть пока маленьких, но по-своему уникальных личностей.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей. Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников» Устное народное творчество- это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает обогащать среду, в которой растут.

Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества» Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом. Цель: определение.

План по самообразованию на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие.

План работы по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок».

Развитие речи детей средствами устного народного творчества Тема презентации: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Цель проекта: -Использование произведений русского народного.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Воспитатель МБДОУ «Детский сад №13» Атауллова.

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта. • По доминирующей в проекте.

Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей». Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научно-методическая разработка «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 20:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научно-методическая разработка «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сердитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД