Приложение МААМ

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Татьяна Кормилицина
Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Публикация «Творческий проект „Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Устное народное творчество - одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Ценность его, в частности детского, заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость, оказывают воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Они помогают увеличить запас слов ребёнка, то есть привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекает детей, развивает речевой слух, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.

Объект проекта :процесс ознакомления младших дошкольников с устным народным творчеством.

Предмет проекта : научно- методические условия развития речи детей.

Цель проекта : Приобщать детей к культуре своего народа через знакомство с устным народным творчеством.

Задачи проекта

Образовательные:

• Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

• Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

Развивающие :

Развивать умение детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).

Воспитательные:

• Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Этапы проекта

1. Организационный этап.

- Подбор и изучение методической литературы (Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Загоруля Г. А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора», Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе», Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим с литературой детей 3 - 5 лет», Ушакова О. С., Струнина Е. Н. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».)

-Создание предметной среды,

-Подбор фольклорного материала,

-Подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями,

-Составление картотеки потешек ко всем режимным моментам.

2. Основной этап (перспективный план работы)

Дата

тема содержание

октябрь Театрализация сказки «Теремок»

побуждать интерес детей к театрально-игровой деятельности,

подводить детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле.

ноябрь «Ярмарка»

воспитывать у детей чувство патриотизма на народных традициях, воспитывать интерес к народной музыке и народному устному творчеству.

декабрь «Русская изба»

знакомить детей с малыми фольклорными формами, способствовать формированию выразительной интонационной речи.

январь «Сказки Бабушки - Загадушки»

закрепить знания сказок, формировать умение вести диалог, эмоционально и активно отвечать на вопросы; воспитывать интерес к творчеству.

февраль «Широкая Масленица»

продолжать знакомить детей с народными праздниками,

развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

март

«Солнышко, нарядись, красное покажись» воспитывать интерес к устному народному творчеству, способствовать формированию выразительной интонационной речи.

апрель «Посиделки» Закрепить знания детей об устном народном творчестве, вызвать у детей радость от повторения (проговаривания) знакомых потешек, стихов, песен.

3. Заключительный этап

Использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников активно используется этот богатейший материал словесного творчества народа : сказки, потешки, считалки, заклички.

Ожидаемый результат

1. Знакомы с укладом жизни и бытом русского народа.

2. Усовершенствована диалогическая и монологическая речь.

3. Сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

4. Развито умение детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).

5. Привиты эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Работа с родителями

Анкетирование

Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии речи детей"

Выставка книг (потешки, песенки, прибаутки, заклички)

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»

Выставка книг- сказок.

Привлечение родителей к оформлению коллективных работ детей.

Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы "Мои любимые сказки"

Совместный досуг «В гостях у Бабушки–Загадушки»

Методическое обеспечение

1. Картотеки подвижных, дидактических, пальчиковых игр.

2. Настольный театр («Маша и медведь», «Теремок», «Колобок»).

3. Театр на фланелеграфе («Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба»).

4. Картотека русских, мордовских, татарских народных игр.

5. Книжки-малышки.

6. Аудиозаписи со сказками.

Список используемой литературы

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв. М., 1985.

3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

8. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в развитии речи детей Актуальность Интерес современной науки к проблемам устного народного творчества, его природе, способам обогащения очень велик. Существует.

Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Использование устного народного творчества в развитии детей Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, 666679, пр. Мира 27, воспитатель. Раннее.

Педагогический проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Продолжительность проекта:.

План работы по самообразованию «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста» Воспитатель – Антюшина Наталья Павловна Группа раннего возраста Тема: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Воспитатель МБДОУ «Детский сад №13» Атауллова.

Проект в младшей группе «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Проект в младшей группе: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества». Подготовила и провела: Мищенко О. Н. Актуальность.

Проект в младшей разновозрастной группе «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Проект в младшей разновозрастной группе: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества». Подготовила и провела: Мищенко.

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта. • По доминирующей в проекте.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 декабря 2016 в 11:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кормилицина (УИ 388442) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД