Татьяна Кормилицина
Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Публикация «Творческий проект „Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Проекты творческие
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Устное народное творчество - одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Ценность его, в частности детского, заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость, оказывают воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Они помогают увеличить запас слов ребёнка, то есть привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекает детей, развивает речевой слух, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.
Объект проекта :процесс ознакомления младших дошкольников с устным народным творчеством.
Предмет проекта : научно- методические условия развития речи детей.
Цель проекта : Приобщать детей к культуре своего народа через знакомство с устным народным творчеством.
Задачи проекта
Образовательные:
• Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
• Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
Развивающие :
• Развивать умение детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).
Воспитательные:
• Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Этапы проекта
1. Организационный этап.
- Подбор и изучение методической литературы (Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Загоруля Г. А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора», Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе», Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим с литературой детей 3 - 5 лет», Ушакова О. С., Струнина Е. Н. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».)
-Создание предметной среды,
-Подбор фольклорного материала,
-Подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями,
-Составление картотеки потешек ко всем режимным моментам.
2. Основной этап (перспективный план работы)
Дата
тема содержание
октябрь Театрализация сказки «Теремок»
побуждать интерес детей к театрально-игровой деятельности,
подводить детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле.
ноябрь «Ярмарка»
воспитывать у детей чувство патриотизма на народных традициях, воспитывать интерес к народной музыке и народному устному творчеству.
декабрь «Русская изба»
знакомить детей с малыми фольклорными формами, способствовать формированию выразительной интонационной речи.
январь «Сказки Бабушки - Загадушки»
закрепить знания сказок, формировать умение вести диалог, эмоционально и активно отвечать на вопросы; воспитывать интерес к творчеству.
февраль «Широкая Масленица»
продолжать знакомить детей с народными праздниками,
развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
март
«Солнышко, нарядись, красное покажись» воспитывать интерес к устному народному творчеству, способствовать формированию выразительной интонационной речи.
апрель «Посиделки» Закрепить знания детей об устном народном творчестве, вызвать у детей радость от повторения (проговаривания) знакомых потешек, стихов, песен.
3. Заключительный этап
Использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников активно используется этот богатейший материал словесного творчества народа : сказки, потешки, считалки, заклички.
Ожидаемый результат
1. Знакомы с укладом жизни и бытом русского народа.
2. Усовершенствована диалогическая и монологическая речь.
3. Сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
4. Развито умение детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).
5. Привиты эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Работа с родителями
Анкетирование
Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии речи детей"
Выставка книг (потешки, песенки, прибаутки, заклички)
Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»
Выставка книг- сказок.
Привлечение родителей к оформлению коллективных работ детей.
Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы "Мои любимые сказки"
Совместный досуг «В гостях у Бабушки–Загадушки»
Методическое обеспечение
1. Картотеки подвижных, дидактических, пальчиковых игр.
2. Настольный театр («Маша и медведь», «Теремок», «Колобок»).
3. Театр на фланелеграфе («Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба»).
4. Картотека русских, мордовских, татарских народных игр.
5. Книжки-малышки.
6. Аудиозаписи со сказками.
Список используемой литературы
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв. М., 1985.
3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
8. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.