Папки-передвижки

Консультация для родителей «Как развивать любознательность у дошкольника»

Анна Филиппова
Консультация для родителей «Как развивать любознательность у дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.

(М. Монтень)

Любознательность и есть естественное стремление ребёнка к приобретению всё новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Любознательных малышей зачастую называют дотошными, пытливыми, любопытными. Они задают массу вопросов, везде суют свой нос, всем интересуются и всегда чем-то заняты. Если Ваш малыш именно таков — это замечательно!

Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными.

(Ш. Монтескье)

Настораживать должно то, когда ребёнок ни к чему не проявляет интереса, ни о чём не спрашивает, пассивен, т. е. нелюбознателен.

Поэтому задача взрослых — создать оптимальные условия для развития любознательности у дошкольника. Ведь она позднее перерастает в познавательную активность.

Если не научим ребенка мыслить ещё в детском саду, то в школе учить его этому будет неэффективно, ведь наиболее благоприятный период для развития мышления будет упущен.

Как же стимулировать пытливость ума, развивать любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?

Рассказывайте детям о том, что видели, наблюдайте вместе с ними и побуждайте их к самостоятельным наблюдениям. Прививайте в них привычку замечать, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов и явлений природы. Вспоминайте своё детство и делитесь воспоминаниями с вашими детьми.

Пусть дети задают вопросы! Слушайте вопросы ребенка и отвечайте на них. Малышам нужно узнать очень многое, поэтому неудивительно, что когда они начинают говорить, их вопросы так и сыплются. Конечно, очень хочется после пятидесятого вопроса "Что это?" промолчать или вовсе одернуть ребенка, но постарайтесь не делать этого. Все вопросы малыша заслуживают ответа. Если ребенок не получает ответа на свой вопрос или ответ его не удовлетворяет, например, когда ему говорят "потому" или "ты слишком мал, чтобы понять его", он может перестать спрашивать. Разумеется, отвечать нужно, учитывая возраст ребенка, просто и коротко.

Поддерживайте и стимулируйте интерес к познанию окружающего мира с помощью постановки проблемных вопросов. Дома создайте условия для самостоятельной познавательной деятельности детей. Например, уголки экспериментирования, для игр с песком и водой. Пусть у ребенка будут различные схемы, карты, модели, пиктограммы, чтобы действовать самостоятельно. Примиритесь с исследовательской деятельностью ребенка и поощряйте ее. Мир полон захватывающих вещей, и, хотя для родителей это часто беда, ребенку надо с ними поэкспериментировать. Поэтому сдержите желание одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: вы можете помешать приобретению необходимого для обучения опыта. Если эксперимент становится разрушительным или опасным, необходимо остановить ребенка, но нужно дать понять, что вас не устраивает результат, а не сам процесс. Попробуйте направить исследовательскую мысль ребенка на другой объект. Если вы не хотите, спасая дом, подавить в малыше ученого, придумайте эксперименты, которые можно выполнять под вашим контролем: сдуть пух с одуванчика, просеять песок через сито, смешать пищевой краситель с водой.

Выявляйте интересы и привязанности ребенка и старайтесь учитывать их.

Показывайте малышу мир. Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы – маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Наблюдение – прекрасный способ познания мира. Дайте ребенку возможность получать разнообразные впечатления. Пусть качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дергает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку звонка. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным.

Поощряйте импровизации ребенка. Малыша учит не только реальный мир, но и мир фантазий, благодаря книгам, кино, видео, телевизионным передачам. Поощряйте любые игры. В собственном воображении ребенок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом – в общем, кем захочется.

Но не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Дети, которые учатся с телевизионного экрана, привыкают ждать, что все ответы придут к ним в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Они становятся нелюбознательными учениками, у которых желание делать собственные открытия подавлено. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.

Старайтесь привлечь ребёнка помочь Вам, поверьте, ему будет безумно интересно проявлять свои качества не за экраном компьютера, а внося посильный вклад в какое-нибудь полезное дело. Выходные проведите на природе. Летом это могут быть прогулки в лесу или пикник на берегу реки. Организуйте рыбалку, сходите за грибами, ягодами – эти занятия полезны не только для умственного развития ребёнка, но и просто незаменимы для физического развития. Зимой можно покататься с горки на санках, на лыжах, сходить на каток, слепить снеговика и т. д. А весной и осенью очень интересно бегать по лужам, пускать кораблики и т. д. И не стоит забывать о создании для ребёнка ситуации успеха, ведь успешная деятельность ребёнка является стимулом развития познавательного интереса.

Обучение должно быть забавой. Если ребенок почувствует, что его заставляют учиться, ругают или высмеивают за неудачи, если перед ним ставят трудные не по возрасту задачи, то он будет страшиться учебы, а не любить ее.

Включайте обучение в повседневную жизнь. Это достигается самыми небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребенка с числами ("Тебе дать одно печенье или два? Это один, это два", цветами ("Ты наденешь красный свитер или синий? Вот это красный, а это синий", буквами ("Вон видна буква "М". С нее начинаются "мама" и "молоко"). Ваша цель не в том, чтобы научить ребенка считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения.

Для развития любознательности, а, следовательно, и познавательной активности включите в свои занятия с ребенком развивающие игры типа: «Найди отличия», «Что было бы, если…» «Составь картинку», «Путаница», «Какой игрушки не стало?» и т. п.

Занимаясь с детьми, развивайте их воображение в творчестве. Этому способствуют рисование, аппликации, моделирование, вышивание и т. д. и т. п.

Будьте терпеливы и сдержаны! Не стремитесь делать за детей то, что они могут сделать сами, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их думать, рассуждать, высказывать свои умозаключения и предположения. Предоставляйте детям право выбора.

Покажите пример. Пусть малыш поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться – как для вас, так и для ребенка – заразительно.

Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее.

(Анатоль Франс)

Публикации по теме:

Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителейЧувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей Патриотизм-это уважительное отношение к своей стране, чувство преданности и верности своему Отечеству, желание служить его интересам и защищать.

Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как развивать любознательность у дошкольника»
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 19:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как развивать любознательность у дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Филиппова (УИ 1146235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД