Валентина Тимофеевна Бусарова
Использование устного народного творчества в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Бусарова Валентина Тимофеевна,
МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка»,
Иркутская обл., г. Усть-Илимск,
666679, пр. Мира 27, воспитатель.
Раннее детство – начало жизни. Ранний период в жизни ребёнка во многом зависит от взрослых.
Прекрасно, когда мы – воспитатели наполняем жизнь ребёнка светом добра, ласки, способны обогатить среду, в которой он растёт.
А что может обогатить среду? Народное поэтическое слово, оно передаёт прошлое, поступь настоящего и будущего, и звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказки, потешки, басенки, поговорки, небылички. Поэтому, мы поставили перед собой задачи:
Публикация «Использование устного народного творчества в развитии детей» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
а) развивать познавательное отношение к окружающему миру через фольклор;
б) создавать у детей определённый эмоциональный настрой;
в) развивать речь и совершенствовать звукопроизношение;
г) обучать детей игре на музыкальных инструментах.
Для решения этих задач в группе оформили игровые уголки в русском народном стиле. Для ознакомления со сказками сделаны: теневой театр по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», теневой и пальчиковый театры. Также оформлены красочные иллюстрации к сказкам.
Для ознакомления с потешками сделаны альбом и красочные иллюстрации, настольные игрушки (резиновые и деревянные, шапочки разных сказочных персонажей. Для развития мышления и речи, сделана картотека: «Загадки и поговорки» (с учётом дыхательной гимнастики специально подобранных упражнений, «Развивающие музыкальные игры», «Игры на пластику телодвижений», а для развития музыкальных способностей в музыкальном уголке поместили деревянные ложки, бубны, колокольчики, дудочки, барабан, гармошки, металлофон. Как на музыкальных занятиях, так и в центрах активности повседневной жизни, учим детей играть на разных музыкальных инструментах.
Ежемесячно проводим развлечения с участием старших детей, например такие как: «Ладушки в гостях у бабушки», «В гостях у Даниловны и Гавриловны», «Мамочка милая моя», «Праздник весны», «Забавный сундучок», «День рождение Колобка» и др.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Коротенькие художественные произведения ребёнок начинает понимать очень рано, ещё до того момента, когда он сумеет удерживать в руках книгу, перелистовать её страницы. Предлагая рассмотреть иллюстрацию где изображения животные, на которых едут дедушка, бабушка, детки, прочитайте при этом потешку: Из- за леса из-за гор,
Едет дедушка Егор,
Едет дедушка Егор;
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
С помощью народных песенок, потешек. Мы воспитываем у детей положительное отношение к режимным моментам - умыванию, приёму пищи, укладывание спать.
Во время завтрака дети медленно кушают и, чтобы каша казалась вкусной, и есть её было интересно, можно использовать потешку :
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку.
Ай-ту-ту, ай ту, ту, ту,
Вари жиденьку,
Да молочненьку!
Во время умывания, чтобы не боялись воды, можно приговаривать:
Ай, лади-лади-лади. Не боялись мы воды.
А чтобы привлечь детей к умыванию лица, использовать потешку :
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При одевании на прогулку рекомендуем использовать потешку для различия левой и правой сторон:
Вот они сапожки,
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Большое внимание уделяли чтению и заучиванию потешек о животных,
Сопровождая показом наглядного материала, который глубоко действует на чувства детей, способствует запоминанию и знакомит с внешним видом.
Например: при заучивании потешки «Пошёл котик на Торжок» брали котика, водили его на улочку, где он «покупал» булочку и угощал всех деток:
«Я и сам укушу, да и Настеньке снесу».
При подборе литературы, необходимо обратить внимание на произведения, в которых имеются звукоподражания голосом животных и птиц:
«Наши уточки с утра
Кря- кря- кря, кря- кря- кря,
Наши гуси у пруда
Га-га-га, га-га-га.
К нам пришла собачка,
С детками играет,
Очень громко лает
Гав-гав-гав, гав-гав-гав!
Эти знания закреплялись и на музыкальных занятиях, развлечениях, и во время игр, как в группе, так и на прогулке при пении песенок «Петушок», «Собачка Жучка», «Кот Васька», «Зайка» и т. д.
Начав работу с детьми, мы обратили внимание, что дети не знакомы с персонажами сказок, поэтому решили уделить особое внимание чтению, рассказыванию, показу, прослушиванию записи на дисках народных сказок.
При инсценировании одной из сказок «Волк и козлята» приготовили деревенский домик (избушка козы, лес, игрушки (коза, козлятки, волк). Рассказывая сказку, разыгрывали сценку с волком, показывая голосом, как волк пел, и козлятки его не пустили в дом, так как голос у волка был грубым, злым.
В конце инсценировки, активизировали речь детей, предлагая рассказать козе, что приходил волк, и козлята его не пустили.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональные расширились их представления об окружающей действительности. Обогатился словарный запас, повысился интерес к произведениям, музыке.
Для большей заинтересованности родителей, помещаем в информационный стенд статьи о русском фольклоре.
Системная деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором, даёт хороший результат в развитии личности ребёнка, его коммуникативности.
Рекомендуем применять педагогам - дошкольникам, особенно работающим с детьми раннего возраста: поговорки, считалки, небылицы, потешки, колыбельные песенки, используя яркие игрушки и иллюстрации.
Знакомство с русскими обычаями, традициями, народными играми.
Работа по звукопроизношению через чистоговорки. Обучение детей драматизации сказок и произведений с участием старших детей и родителей.
Литература:
1. Аким Я. Л., Берестов В. Д., Барто А. Л., изд. Самовар,2014г. С. 1-192.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие. СПБ. :Детство-Пресс,2004. С. 304
3. Хрестоматия для дошкольников» «Русские народные песенки, потешки»- 1-ое издание М., АСТ,1998г. С9-17;