Приложение МААМ

Использование устного народного творчества в развитии детей

Валентина Тимофеевна Бусарова
Использование устного народного творчества в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы

Бусарова Валентина Тимофеевна,

МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка»,

Иркутская обл., г. Усть-Илимск,

666679, пр. Мира 27, воспитатель.

Раннее детство – начало жизни. Ранний период в жизни ребёнка во многом зависит от взрослых.

Прекрасно, когда мы – воспитатели наполняем жизнь ребёнка светом добра, ласки, способны обогатить среду, в которой он растёт.

А что может обогатить среду? Народное поэтическое слово, оно передаёт прошлое, поступь настоящего и будущего, и звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказки, потешки, басенки, поговорки, небылички. Поэтому, мы поставили перед собой задачи:

Публикация «Использование устного народного творчества в развитии детей» размещена в разделах

а) развивать познавательное отношение к окружающему миру через фольклор;

б) создавать у детей определённый эмоциональный настрой;

в) развивать речь и совершенствовать звукопроизношение;

г) обучать детей игре на музыкальных инструментах.

Для решения этих задач в группе оформили игровые уголки в русском народном стиле. Для ознакомления со сказками сделаны: теневой театр по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», теневой и пальчиковый театры. Также оформлены красочные иллюстрации к сказкам.

Для ознакомления с потешками сделаны альбом и красочные иллюстрации, настольные игрушки (резиновые и деревянные, шапочки разных сказочных персонажей. Для развития мышления и речи, сделана картотека: «Загадки и поговорки» (с учётом дыхательной гимнастики специально подобранных упражнений, «Развивающие музыкальные игры», «Игры на пластику телодвижений», а для развития музыкальных способностей в музыкальном уголке поместили деревянные ложки, бубны, колокольчики, дудочки, барабан, гармошки, металлофон. Как на музыкальных занятиях, так и в центрах активности повседневной жизни, учим детей играть на разных музыкальных инструментах.

Ежемесячно проводим развлечения с участием старших детей, например такие как: «Ладушки в гостях у бабушки», «В гостях у Даниловны и Гавриловны», «Мамочка милая моя», «Праздник весны», «Забавный сундучок», «День рождение Колобка» и др.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Коротенькие художественные произведения ребёнок начинает понимать очень рано, ещё до того момента, когда он сумеет удерживать в руках книгу, перелистовать её страницы. Предлагая рассмотреть иллюстрацию где изображения животные, на которых едут дедушка, бабушка, детки, прочитайте при этом потешку: Из- за леса из-за гор,

Едет дедушка Егор,

Едет дедушка Егор;

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

С помощью народных песенок, потешек. Мы воспитываем у детей положительное отношение к режимным моментам - умыванию, приёму пищи, укладывание спать.

Во время завтрака дети медленно кушают и, чтобы каша казалась вкусной, и есть её было интересно, можно использовать потешку :

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку.

Ай-ту-ту, ай ту, ту, ту,

Вари жиденьку,

Да молочненьку!

Во время умывания, чтобы не боялись воды, можно приговаривать:

Ай, лади-лади-лади. Не боялись мы воды.

А чтобы привлечь детей к умыванию лица, использовать потешку :

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

При одевании на прогулку рекомендуем использовать потешку для различия левой и правой сторон:

Вот они сапожки,

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Большое внимание уделяли чтению и заучиванию потешек о животных,

Сопровождая показом наглядного материала, который глубоко действует на чувства детей, способствует запоминанию и знакомит с внешним видом.

Например: при заучивании потешки «Пошёл котик на Торжок» брали котика, водили его на улочку, где он «покупал» булочку и угощал всех деток:

«Я и сам укушу, да и Настеньке снесу».

При подборе литературы, необходимо обратить внимание на произведения, в которых имеются звукоподражания голосом животных и птиц:

«Наши уточки с утра

Кря- кря- кря, кря- кря- кря,

Наши гуси у пруда

Га-га-га, га-га-га.

К нам пришла собачка,

С детками играет,

Очень громко лает

Гав-гав-гав, гав-гав-гав!

Эти знания закреплялись и на музыкальных занятиях, развлечениях, и во время игр, как в группе, так и на прогулке при пении песенок «Петушок», «Собачка Жучка», «Кот Васька», «Зайка» и т. д.

Начав работу с детьми, мы обратили внимание, что дети не знакомы с персонажами сказок, поэтому решили уделить особое внимание чтению, рассказыванию, показу, прослушиванию записи на дисках народных сказок.

При инсценировании одной из сказок «Волк и козлята» приготовили деревенский домик (избушка козы, лес, игрушки (коза, козлятки, волк). Рассказывая сказку, разыгрывали сценку с волком, показывая голосом, как волк пел, и козлятки его не пустили в дом, так как голос у волка был грубым, злым.

В конце инсценировки, активизировали речь детей, предлагая рассказать козе, что приходил волк, и козлята его не пустили.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональные расширились их представления об окружающей действительности. Обогатился словарный запас, повысился интерес к произведениям, музыке.

Для большей заинтересованности родителей, помещаем в информационный стенд статьи о русском фольклоре.

Системная деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором, даёт хороший результат в развитии личности ребёнка, его коммуникативности.

Рекомендуем применять педагогам - дошкольникам, особенно работающим с детьми раннего возраста: поговорки, считалки, небылицы, потешки, колыбельные песенки, используя яркие игрушки и иллюстрации.

Знакомство с русскими обычаями, традициями, народными играми.

Работа по звукопроизношению через чистоговорки. Обучение детей драматизации сказок и произведений с участием старших детей и родителей.

Литература:

1. Аким Я. Л., Берестов В. Д., Барто А. Л., изд. Самовар,2014г. С. 1-192.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие. СПБ. :Детство-Пресс,2004. С. 304

3. Хрестоматия для дошкольников» «Русские народные песенки, потешки»- 1-ое издание М., АСТ,1998г. С9-17;

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в развитии речи детей Актуальность Интерес современной науки к проблемам устного народного творчества, его природе, способам обогащения очень велик. Существует.

Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Опыт работы педагога по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка» "Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников" Опыт работы. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. В 2015-2016 учебном году я выбрала тему для своего самообразования.

Педагогический проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Продолжительность проекта:.

План работы по самообразованию «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста» Воспитатель – Антюшина Наталья Павловна Группа раннего возраста Тема: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Воспитатель МБДОУ «Детский сад №13» Атауллова.

Проект в младшей группе «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Проект в младшей группе: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества». Подготовила и провела: Мищенко О. Н. Актуальность.

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников. Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование устного народного творчества в развитии детей
Опубликовано: 5 декабря 2016 в 10:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование устного народного творчества в развитии детей» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Тимофеевна Бусарова (УИ 923557) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД