людмила дудникова
Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
– детский сад №141 «Теремок»
Консультация
«Влияние устного народного творчества на нравственное
Подготовила:
воспитатель : Дудникова Л. С.
Кемерово 2016
Публикация «Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни - это неоценимое богатство каждого народа, показатель способностей и таланта народа. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа.
Устное народное творчество имеет огромное воспитательное значение. Поэтому знакомить детей с ним нужно начинать как можно раньше.
Огромной любовью пользуются у детей сказки. С ней ребенок встречается, начиная с раннего детства, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания.
Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются.
В русской народной сказке заключено богатое содержание.
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи.
Сказка, по мнению Л. В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой не возможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого».
Все это указывает на большие возможности сказки в нравственном воспитании дошкольников.
В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим («поклонился в поле «здравствуй, кумушка, хлеб да соль»)
Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Подчеркивая эту потенциальную возможность сказки, известный исследователь И. А. Ильин пишет: «сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния.
Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка
Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах, поговорках, загадках и колыбельных песнях.
В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное отношение народа к окружающей действительности.
Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитывавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу:
«Мал золотник, да дорог», «В Тулу со своим самоваром не ездят»,
«Волков бояться - в лес не ходить», «Долг платежом красен» и др.
Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорят : «Пословица век не сломится». Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном, эстетическом воспитании маленьких детей, так как с их помощью можно сформировать нравственные идеалы, понимание прекрасного и безобразного, т. е. способствовать развитию эстетических представлений детей, через установление внутренних связей между предметами, явлениями противоположными, разнородными, не имеющими, на первый взгляд, ничего общего между собой, сформировать эстетическое видение мира.
Например: «Родимая сторона - мать, чужая мачеха», «Кто в Москве не бывал - тот красоты не видал», «Птица крыльями сильна, жена мужем красна», «Птица радуется весне, а младенец матери».
Пословицы и поговорки обращают внимание на важность физического воспитания детей, прежде всего, формирование активного, здорового образа жизни детей : «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Пей воду - вода ума не мутит», «Здоровье всему голова, всего дороже», «Живи с разумом так и лекарей не надо».
Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании воображения детей дошкольного возраста.
Значительное воздействие на развитие воображения у детей может оказать отгадывание и придумывание загадок.
Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формируют у ребенка познавательный интерес к миру вещей и явлений.
Велико эстетическое значение загадок. Загадывание и отгадывание загадок является своеобразной проверкой человека на его способность мыслить образами, мыслить поэтически. Соприкосновение с загадкой вызывает определенные эстетические чувства: восхищение яркостью и лаконичностью, созданных в ней образов, например:
«Я, как песчинка мал, Я землю покрываю, Я из воды, я с воздуха летаю, Как пух лежу я на полях И, как алмаз, блещу при солнечных лучах»
Тонкий юмор загадок, также вызывает восхищение:
Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
П-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слова. Таким образом, ценность загадки в образовательной работе с детьми дошкольного возраста неоспорима.
Для детей младшего дошкольного возраста наиболее близка такая форма народного творчества, как колыбельная песня, по мнению народа - спутник детства. Колыбельные песни играют громадную роль в ознакомлении ребенка с окружающей жизнью, традициями и обычаями, бытом собственного народа. Они несут пожелание добра, благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив.
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем широко использовать в семейном воспитании колыбельные песни. Дети, внимательно слушая их, быстрее засыпают, становится спокойнее, уравновешеннее. Колыбельные песни оказывают определенное терапевтическое воздействие, создавая у детей положительный эмоциональный настрой.
Таким образом, можно сделать вывод, что в семье возможно и просто необходимо использовать сказки, пословицы, поговорки, загадки и колыбельные песни. Тогда наши дети вырастут чуткими, добрыми и справедливыми детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством., С - П., 1999 г.
2. Комарова Т. А., Ротанова Т. А. Народное искусство в воспитании детей., М., 1997 г.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры., С -П., 1998 г.