Наталья Морозова
Методическая разработка. НОД Познавательное развитие-ознакомление с миром природы в старшей группе «Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
образовательная область «Познавательное развитие»
ознакомление с миром природы в старшей группе
ТЕМА: «Первоцветы»
Педагогические технологии: Информационно-коммуникационные, игровые.
Выполнил воспитатель
ГБДОУ детский сад №4
Публикация «Методическая разработка, НОД Познавательное развитие-ознакомление с миром природы в старшей группе „Первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Приморского района Санкт-Петербурга
Морозова Н. Н.
Санкт-Петербург
2016
Цель: уточнить и расширить представление о первых цветах весны, стремиться вызвать чувство благодарности природе.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- сформировать целостное представление об окружающем мире;
- способствовать расширению представлений детей о цветах;
- воспитывать интерес к природе;
- учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы
Образовательная область «Речевое развитие»:
- развивать умение отчетливо произносить слова, предложения;
- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на заданные вопросы;
- развивать связанную речь, мышление детей, внимание и воображение;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- закреплять умение располагать рисунок посередине листа;
- продолжать развивать навыки набора краски на кисточку, убирая излишки воды.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- воспитывать в игре дружеские отношения (взаимное сотрудничество).
Виды деятельности
Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей название расте-ний: печеночница, лютик луговой, хохлатка.
Предварительная работа:
- рассматривание картинок, иллюстраций с изображением цветов леса, поля, луга;
- наблюдение за цветами на прогулке;
- чтение художественной литературы;
- разгадывание загадок;
- заучивание стихотворения Е. Серова «Подснежник».
Материалы, инструменты, оборудование: проектор, экран, ноутбук, разрезные картинки с изображением цветов – подснежники, печеночница, хохлатка, ландыши, пролеска, ветреница, одуванчики, мать-и-мачеха, лютик луговой и др. Акварельная бумага, акварельные краски, кисточки, простой карандаш (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель: ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы по-говорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах. Как вы понимаете это слово? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это цветы, которые весной расцветают пер-выми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каж-дый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Разрезные картинки).
Воспитатель: Какие первые цветы вы увидел в лесу? (Подснежник, хохлатка, ландыш, пролеску, ветреницу, печеночница). Показ презентации. (Цветы леса)
Воспитатель: Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит. Давайте послушаем стихотворение Е. Серова «Подснежник».
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, –
Раз пришел разведчик,
И весна придет!
Воспитатель: По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам. В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода. Ребята, хотите себя ощутить подснежником?
Динамическая пауза
Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, пробивающимися через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.
Воспитатель: Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали? Чуть позднее в лесу зацветут хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко - красные. Вот она, природа – волшебница! Украсила лес цветочным ковром.
Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов. (Работа с разрезными картинками).
Воспитатель: Какие цветы вы увидел на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.) Показ презента-ции. (Луговые цветы)
Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучи бледных стебельков – головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по - цветочному они одеты хорошо: с ног до головы – в пушистых листиках-чешуйках.
В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен это цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная. Слайд №9
Воспитатель: Ребята от цветения, каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков).
Воспитатель: На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.) Ребята, послушаем стихотворение Е. Красикова?
В камышах гнездятся цапли,
Дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли
На речные берега.
Стали капельки цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.
Воспитатель: о каком цветке идет речь в этом стихотворении? Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке, одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит – одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляд.
Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.
(Проводится пальчиковая игра «Бутон»).
В землю семечко попало, (дети сжимают кулачки)
Проросло, росточком стало. (соединяют ладошки)
К солнцу, ввысь оно росло, (поднимают руки вверх)
Распустилось, расцвело (разводят руки в стороны)
Воспитатель: К сожалению, жизнь первоцветов не долговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут. В Красной книге написано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Что мы можем им пообещать?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Воспитатель: Теперь вы много знаете о первых весенних цветах! Хотите ли бы вы нарисовать свой любимый весенний цветок?
Воспитатель: Тогда приступаем к работе.
Детям предлагается бумагу, карандаши, краски.
Воспитатель: Замечательные работы у вас получились! Давайте укра-сим ими наш уголок природы.