Кырмызы Николаева
Методическая разработка по познавательному развитию «Три медали царицы Математики» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию детей
Тема: «Три медали царицы Математики»
в старшей группе № 4
в номинации: «Удивительная и занимательная математика»
Воспитатель:
высшей квалификационной категории
Николаева Кырмызы
Жаксагалиевна
2015 г.
Публикация «Методическая разработка по познавательному развитию „Три медали царицы Математики“ в старшей группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Примерная основная образовательная программа: «От рождения до школы»
/под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/
Возрастная группа : старшая (5 – 6 лет)
Тема: «Три медали царицы Математики»
Цель: развитие познавательного интереса, интеллектуальной активности
детей.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с порядковым счётом в пределах 10;
• познакомить с цифрами от 0 до 9;
• продолжать учить считать до 10
Развивающие :
• развивать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств;
• развивать глазомер, умение определять предметы выше (ниже);
• формировать представление о четырёхугольнике
Воспитательные:
• воспитывать умение слушать, понимать поставленную задачу;
• воспитывать умение работать сообща, желание помогать друг другу
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная (конструктивная, двигательная
Методы и приёмы :
Наглядные, словесные, практические, инновационные (ситуативный – создание ситуации поддержки познавательного интереса)
Формы организации:
групповая, подгрупповая (в парах)
Материалы и оборудование :
плакаты с изображением дворца царицы Математики, улицы с домами «числами»; плоскостные изображения персонажей из книги «Математические сказки»; бублики и баранки из солёного теста;
плоскостные геометрические фигуры, осенние листочки; три медали; короны короля и принцессы;
набор с плоскостными геометрическими фигурами, конструктор пластмассовый «Лего» для работы в парах.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Прятки», «Какого числа не стало?», «Больше, меньше, поровну», «Назови предмет такой формы»; игры с конструктором
Ход НОД:
1. М/ подвижная игра: «Шёл король по лесу». Создание мотивации, проблемной ситуации.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру: «Пошёл король по лесу».
С помощью считалки выбирают короля.
М/ подвижная игра: «Пошёл король по лесу» :
Дети становятся в круг, взявшись за руки.
- Шёл король по лесу,
По лесу, по лесу. (Ходьба по кругу)
Нашёл себе принцессу,
Принцессу, принцессу. (Ребёнок в шапочке Короля выбирает себе
Принцессу, одевает её на голову корону принцессы)
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем. (Прыжки на двух ногах на месте)
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем. (Хлопают в ладоши)
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем. (Топают ногами на месте)
В. – Ребята, а где живут короли, принцессы, цари?
Д. – Они живут в сказках.
В. – А вы любите сказки?
Д. – Да.
В. – Кто вам читает или рассказывает сказки?
Д. – Мама, бабушка, воспитатели.
В. – Послушайте историю про мальчика Мишу, который тоже очень любит сказки.
Сказки Мише рассказывает перед сном дедушка. Вот однажды дедушка рассказал Мише про особенную царицу – царицу Математики. Если ты сумеешь понравиться ей, то она будет во всём помогать тебе, ты будешь награждён тремя медалями. Но медали вручаются только тем, кто сможет выполнить задания царицы Математики. Мише очень хотелось понравиться царице Математики, выполнить её задания и получить три медали. Но вдруг он не сумеет выполнить задания царицы Математики? Что вы можете предложить Мише? Как ему поступить?
Д. – Мы можем помочь Мише выполнить задания царицы Математики.
В. - Спасибо вам, ребята, что вы готовы прийти на помощь Мише. Теперь Мише ничего не будет страшно.
2. Выполнение заданий царицы Математики : Словесная игра: «Как можно назвать улицу?». Д/ игра: «Какие дома спрятались?». Д/ игра: «Рассели жильцов домов». Физминутка: «Листья». Д/ игра: «Булочник»
В. – «Как же можно понравиться царице Математики? Я даже не знаю, где она живёт? – размышлял Миша. И только он об этом подумал, как оказался в странном месте.
Воспитатель обращает внимание детей на плакат с изображением необычной улицы с домами в виде чисел.
Словесная игра: «Как можно назвать улицу?»
В. - Миша увидел дворника, который подметал листья. Миша обратился к дворнику: «Скажите, пожалуйста, как называется эта улица?». Дворник выпрямился и ответил Мише: «Попробуй догадаться об этом сам?». Миша стал рассматривать всё, что находилось на этой улице.
В. - Ребята, а вы что необычного заметили на этой улице? Обычные ли это дома?
Д. – Нет, они похожи на разные цифры.
В. – На какие же цифры похожи эти дома?
Д. – На цифры 4, 6, 7, 8.
В. – Ребята, помогите Мише, как может называться эта улица?
Д. – Улицу можно назвать Числовая, Цифровая, Математическая.
В. – Дворник спросил Мишу, кто же может жить в этих домах?
Д – В этих домах живут числа.
Дидактическая игра: «Какие дома спрятались?»
В. – Ребята, посмотрите внимательно и скажите, все ли дома – цифры присутствуют на этой улице, не спрятались какие - то дома от вас?
Д. – Я вижу, что нет домов номер 1, 2, 3, 9 10.
В. – Молодцы, ребята, вы были очень внимательными и так хорошо помогли Мише.
В. – Миша заметил, что на листочках, которые подметал дворник, тоже изображены цифры. Он спросил дворника, что дворник будет делать с листьями? Дворник ответил Мише, что царица Математики приказала поместить цифры с этих листочков в свои дома. А листочки я отдам ветру, так приказала царица Математики. Миша подпрыгнул от радости: «Значит, это владения царицы Математики! Мне так хочется ей понравиться!»
В. – Ребята, а теперь помогите Мише расселить жильцов в свои дома.
Дидактическая игра: «Рассели жильцов домов»
Дети рассматривают листочки, на которых прикреплены цифры от 1 до 10, расставляют их на окошках – балконах соответствующих им домов.
В. – Дворник предложил Мише найти дом – цифру 8, в котором располагается магазин: «Булочная» и выполнить следующее задание царицы Математики.
Физминутка: «Листья».
В. – Давайте, ребята, и мы с вами отправимся вместе с Мишей искать «Булочную».
- Пошли детки погулять,
Стали листья собирать:
Красный листик, жёлтый листик.
А потом давай считать:
Один, два, три, четыре, пять!
- Сколько листьев собрали?
- Пять!
Дети помогают Мише найти дом: «Восемь».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в этом доме располагается «Булочная». Воспитатель выставляет «витрину» с бубликами и кренделями.
Дидактическая игра: «Булочник»
В. – Ребята, Миша увидел витрину с кренделями и бубликами. Булочник ласково посмотрел на малыша и спросил: «Скажи – ка, дружок, поровну ли бубликов и кренделей на витрине?
В. – Это же очень просто! Кренделей больше, чем бубликов, они же вон какие большие!» - воскликнул Миша. Ребята, правильно ли рассудил Миша?
Можно ли сразу определить количество бубликов и кренделей по их размеру?
Д. – Нет, Миша не прав, надо сначала посчитать бублики и крендели.
В. – Ребята, помогите Мише определить, поровну ли бубликов и кренделей.
Дети пересчитывают количество бубликов и кренделей на витрине, определяют, чего больше, чего меньше, на сколько больше, на сколько меньше, как сделать, чтобы предметов стало поровну.
В. – Тут булочник хитро посмотрел на Мишу и сказал: «Когда съешь бублик, остаётся одна дырка, когда съешь крендель, останутся две дырки. Можешь сказать, сколько надо съесть кренделей и бубликов, чтобы дырок осталось поровну?» Миша задумался. А как вы, ребята, думаете?
В. – Ребята, вы молодцы, булочник поблагодарил вас за сообразительность, за помощь Мише и вручил ему коробку со свежеиспечёнными пряниками,
показал дорогу к дворцу царицы Математики. Булочник сказал Мише: «Передай, пожалуйста, мои пряники четырёхугольникам».
3. Физминутка: «Солнце». Д/ игра: «Путаница». Конструирование: «Башни». Рефлексия.
В. – Найти дворец царицы Математики оказалось совсем несложно – туда Мишу привели громкие звуки музыки и смех, царившие на карнавале.
Воспитатель обращает внимание детей на плакат с изображением дворца царицы Математики, на карнавал у дворца, на котором Миша увидел различные геометрические фигуры.
Физминутка: «Солнце»
В. – Ребята, Миша так обрадовался, что пришёл к дворцу царицы Математики! Ещё он увидел яркое солнце на небе и начал прыгать и веселиться на праздничном карнавале. Давайте и мы порадуемся солнышку.
- Солнце вышло из – за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки! (Руки тянут вверх)
Руки в стороны потом (Разведение рук в стороны)
Мы пошире разведём!
Мы закончили разминку:
Отдохнули ножки, спинки.
Дидактическая игра: «Путаница».
В. – Ребята, на карнавале было много геометрических фигур, но пряники Миша должен отдать только четырёхугольникам. Какие фигуры являются четырёхугольниками?
Д. – У них должно быть четыре угла.
В. – Помогите Мише найти на карнавале все четырёхугольники. Как они называются?
Д. – Это квадраты и прямоугольники.
В. – Спасибо, ребята, вы помогли Мише различить квадраты и прямоугольники. Теперь он знает, кому отдать пряники.
Конструирование из пластмассового конструктора «Лего».
В. – Вдруг Миша услышал голос царицы Математики : «Молодец, Миша, ты выполнил все мои задания, но осталось последнее задание. Посмотри на эти кубики и кирпичики. Попробуй соорудить из них три башни. Красная башня должна быть выше, чем синяя, а синяя выше, чем зелёная»
В. – Миша с усердием принялся за работу. Я предлагаю и вам выполнить задание царицы Математики и соорудить три башни из конструктора.
В. – Ребята, скажите, какая башня должна быть самой низкой?
Д. – Зелёная башня.
В. – Какая башня самая высокая?
Д. – Красная башня будет самая высокая.
Рефлексия.
В. – Тут Миша услышал голос царицы Математики : «Ты разгадал все мои премудрости. Я награждаю тебя тремя медалями : за сообразительность, за упорство и за терпение! Эти качества самые главные в математике, они обязательно приведут тебя к успехам!»
В. – Ребята, спасибо вам, что вы помогли мальчику Мише с заданиями, постарайтесь и в будущем помогать друг другу. Я тоже вручаю вам медали за ваше старание.
Литература:
1. «Математические сказки» Т. И. Ерофеева, М. Ю. .Стожарова
Пособие для детей 5 – 6 лет. Выпуск 1.
2. «Математические сказки» Т. И. Ерофеева, М. Ю. Стожарова
Пособие для детей 5 – 6 лет. Выпуск 2.