Наталья Гордеева
Проект «Зимние забавы». Методическая разработка проектной деятельности детей при ознакомлении с миром природы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД п. БИРА»
Проект «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Методическая разработка проектной деятельности детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы на физкультурных занятиях
Автор проекта : Н. Г. Гордеева
инструктор по физической культуре
Бира
Декабь 2015г.
Оглавлавление.
1. Пояснительная записка.
2. Этапы реализации проекта.
Публикация «Проект „Зимние забавы“, Методическая разработка проектной деятельности детей при ознакомлении с миром природы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Зимние забавы. Проекты
- Проекты
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
3. Список используемой литературы.
Приложения:
Интегрированное развлечение «Снег-снежок».
«Зимние забавы» -спортивное развлечение на улице.
Консультация для родителей «15 идей для зимних каникул»
Фотоотчет.
Пояснительная записка.
Проект «Зимние забавы» направлен на развитие познавательной активности детей о сезонных изменениях в неживой природе, зимних развлечениях, видах спорта. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В ходе реализации данного проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, проводить практическую работу, делать соответствующие выводы, у них развиваются речевые навыки, совершенствуются физические результаты.
Цель проекта : создать условия для развития познавательных и физических способностей детей в процессе реализации познавательно-физкультурного проекта «Зимние забавы».
Задачи проекта :
Конкретизировать и углубить представления детей о зиме.
Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.
Содействовать развитию разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке и интереса к ней.
Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
Активизировать словарь детей.
Воспитывать удовольствие и радость от двигательной деятельности на участке ДОУ в зимний период.
Участники проекта : дети старшей группы, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители.
Материалы и оборудование: фотоаппарат, компьютер, оборудование для проведения опытов (лупа, черная ткань, емкости для воды, выносной материал (клюшки, шайба, санки, лыжи, украшение для сугробов)
При исследовании исходили из следующей гипотезы: если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать физические способности и способности к самостоятельной деятельности.
В качестве объекта исследования мы выбрали зимнее состояние природы.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности детей.
Сроки реализации проекта : 1 неделя
Методы исследования :
- Словесные – беседа, создание ситуации поиска, составление рассказов, чтение сказок, заучивание стихов.
- Наглядные – рассматривание иллюстраций о зиме
- Практические – проведение опытов, опыты со снегом и водой; разучивание хороводных и подвижных игр.
Ожидаемые результаты проекта :
Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки)
Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Способствовать развитию познавательной активности детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе.
Удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении.
Продукт проектной деятельности :
Обновление дидактических игр для группы с помощью родителей «Времена года», «Плохое и хорошее настроение», «Когда это бывает?»
План проведения проекта :
Подготовительный этап
1. Сформировать творческую группу для проведения проекта (инструктор по физическому развитию, воспитатели, родители).
2. Подобрать оборудование к опытам (лупа, емкости для воды).
3. Подобрать выносной материал для зимних прогулок (лопатки, лыжи, клюшки, шайба, санки, ледянки, метелки для уборки снега)
Основной этап
Реализация мероприятий в рамках проекта :
- Наблюдения в природе, ознакомление с окружающим миром;
- Интегрированное развлечение «Снег-снежок»
-Спортивное развлечение «Зимние забавы».
-Консультация для родителей: «15 идей как провести зимние праздники»
Завершающие этап
1. Презентация альбома: «Зимние виды спорта» на родительском собрании.
2. Консультация для родителей: «15 идей как провести зимние каникулы»
Список рекомендуемой литературы:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. "Подвижные игры для дошкольников", 2008 г. 2. Антонова Ю. «Лучшие спортивные игры для детей и родителей», 2010 г. 3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008 4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : Творческий центр, 2004. 5. Левичева А. Ю. "Лучшие игры на улице", 2006 г. 6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Новая школа. 1995. 7. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.
Приложение 1.
Интегрированное развлечение «Снег-снежок»
для старшей группы.
Инструктор по физическому развитию: Гордеева Н. Г.
Цель: Закрепить лексический и грамматический материал по теме «Зима» с использованием подвижных и хороводных игр.
Развивать выносливость, быстроту реакции, ловкость, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, артикуляцию. Формировать речевые навыки.
Воспитывать умение соблюдать правила игр, уважительное отношение друг к другу.
Повысить эмоциональный фон в детском коллективе накануне Новогоднего праздника.
Участники: инструктор по физической культуре, воспитатель, дети.
Оборудование: атрибуты для игр
Ход мероприятия:
Организационный момент:
Инструктор и дети выходят из садика и идут на площадку со снежными фигурами.
Инструктор - Дети, мы оказались с вами на лесной полянке, как герои сказки «12 месяцев», которую мы недавно прочли. И на нашей полянке тоже случаются чудеса.
-Чтобы не замёрзнуть на зимней полянке, предлагает вам поиграть:
Игра «Снег»
С неба падали снежинки (Дети выполняют пружинку)
Белоснежные пушинки
Они вертелись, они кружились (Дети кружатся)
И в сугробы превратились (Приседают на корточки)
Вот такие вот высокие (Поднимают руки вверх)
Вот такие вот широкие (Разводят руки в стороны)
Вот такие вот глубокие (Присаживаются на корточки)
Вот такие белобокие. (Поглаживают себя по бокам)
Инструктор : Ребята, вы хотите, понаблюдать за снежинками?
Опыт. Где лучики?
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Оборудование. Чёрная шерстяная ткань, лупа, ленточки.
Ход. Инструктор : Снежинки кружились, кружились и сели на полянку.
- Падающий снег – это снегопад. А как называется явление природы, когда одновременно идёт снег и дует сильный ветер (Вьюга, метель)
-давайте с помощью голоса покажем вьюгу: у-у-у-у (следим за рукой)
- стихает ветер: ш-ш-ш
Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи ленточек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Инструктор. Дети, а вы чувствуете, как легко дышится в морозный день. Почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.
Опыт. А теперь рассмотрим на чёрном полотне снежинки, через лупу. Есть ли у снежинок лучики?
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Игра «Снежинки». Дети - снежинки, бегаю по всей площадке в рассыпную. По сигналу "Снежинки кружатся" - дети кружатся стоя на месте, по сигналу "Сугроб" - дети собираются в круг, по сигналу "Снежинки тихо на землю ложатся" - приседают. Можно придумать и другие движения. Если дети справились с этим заданием, проводится вариант игры с усложнением.
Игра «Снежинки и ветерок». Дети делятся на 2 команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4-5раз; после чего дети в командах меняются ролями.
Инструктор. Ребята, а вы хотите знать не замёрзнут ли деревья зимой. вспомните, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а вот зимой деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.
Опыт. Почему снег греет?
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Оборудование. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Инструктор: Дети вспомните, как ваши родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом).
Надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет).
А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Опыт. Это можно проверить. Перед прогулкой мы налили в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Потрогайте их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставим на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце занятия обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Хороводная игра «Снежочки»
Дети стоят по кругу, в руках у 2-3 ребят по снежку. Передавая снежки по кругу, говорят слова:
Мы снежочки в руки взяли
И друг другу передали.
У кого в руках снежок
Выходи скорей в кружок.
Дети со снежками танцуют, а остальные хлопают.
Инструктор : Закончи предложение:
Зимой земля покрывается снегом, а водоёмы - (льдом) .
Давайте сравним снег и лё д:
Снег мягкий, а лёд (твёрдый)
Снег пушистый, а лёд (гладкий)
Снег белый, а лёд… (прозрачный)
Снег тает быстро, а лёд (медленно)
Инструктор: Вы так много знаете про лёд! Предлагаю вам игру:
Игра «Льдинки»
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки (Дети делают взмахи руками)
Сверкают звеня (Рисуют круг руками)
Дзынь-дзынь-дзынь-дзынь.
На слово «ветер» дети разбегаются по площадке.
На слово «мороз» образуют льдинки по 2 (3, 4) человека и замирают.
Инструктор: Как называется русская народная сказка, в которой героиня получила в награду вместо серебра - льдинки? (Мороз Иванович)
Инструктор: Подвижная игра «Мороз – красный нос»
На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих (Мороз – красный нос и Мороз – синий нос) выходят на середину площадки, становятся лицом к детям и произносят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые,
Я Мороз – красный нос,
Я Мороз – синий нос,
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают в другой дом, а морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные остаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят там до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько ребят им удалось заморозить. После двух перебежек выбирают других морозов.
Инструктор : Ребята, вы молодцы. Давайте закончим нашу встречу на полянке веселым хороводом:
Хоровод «Новогодний хоровод».
Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Ребята вам понравилось в зимнем лесу? Какое задание было самое трудное? (ответы детей) Какое самое лёгкое? (ответы детей).
Приложение 2.
«Зимние забавы»
Спортивное развлечение на улице
для детей старшего возраста.
Цели: показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов.
Задачи
• Закрепить знания и навыки, полученные на занятиях по физической культуре.
• Развивать быстроту двигательной реакции.
• Развивать у детей внимание, умение согласованно действовать в коллективе, смелость, чувство уверенности в себе.
• Достижение положительно-эмоционального настроя.
Оборудование и инвентарь: 2 сугроба, снежинки, лыжи, санки, метёлки, клюшки, шайбы, кегли,.
Место проведения: площадка двора.
Ход мероприятия:
1 Ведущий:
Внимание! Внимание!
Народное гуляние!
Торопись честной народ –
Вас сегодня игры ждут.
2 Ведущий : Здравствуйте девчонки и мальчишки! В веселых соревнованиях участвовать хотите вы?
Сегодня соревнуются команды «Снежинка» и «Елочка».
1 Ведущий: Перед началом праздника разрешите напомнить вам о технике безопасности на снегу и льду : не толкать друг друга,не ставить подножки,уважать соперника.
Неважно кто станет победителем, пусть эта встреча будет по настоящему товарищеской. Я призываю команды к честной спортивной борьбе и желаю успеха всем!
2 Ведущий:
И так давайте знакомиться.
Команда № 1 «Снежинка» (приветствие) Ура!
Команда № 2 «Елочка» (приветствие) Ура!
Итак, все собрались, все здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну тогда не ленись,
Не зевай и не торопись!
1-й конкурс «Наряди сугроб».
Инвентарь : 30 снежинок и 2 сугроба.
Каждая команда получает снежинки и по свистку начинают наряжать свой сугроб. Команда,нарядившая сугроб первой является победителем.
1 Ведущий :
Развить ловкость и внимание
Помогают соревнования.
Продолжаем веселые старты,
Соревнуются наши команды.
2-й конкурс «На помеле»
Видели мы все не мало,
Но такого не бывало –
Эстафета на метелке
Из сосны или из елки.
(Метла в каждой команде, словно эстафету они передают ее друг другу, пробежав верхом на помеле и не сбив кегли. Если сбили вернуться и поставить, потом продолжать).
2 Ведущий : 3-й конкурс «Хоккей»
Тех, кто смелей,
Кто быстрей и храбрей,
Приглашаем в игру
Под названьем «хоккей»
Участвуют две команды, у первых игроков клюшка и шайба. По сигналу игроки оббегают елку, ведя шайбу клюшкой. Возвратившись на место, передают эстафету. Выигрывает команда, первой закончившая пробег.
1Ведущий : 4-й конкурс: «Гонки санок»
Дорогие ребята!
На санках покататься, не хотите ли?
Санки быстро мчатся,
Ветру не угнаться!
Дети из команды по очереди обвозят друг друга по одному вокруг елки. Команда, закончившая первой,– выигрывает.
2 Ведущий: 5-й конкурс: «Лыжники»
Хорошо спортсменом быть:
Дальше всех бежать и плыть,
На лыжах скользить легко – далеко!
Первый участник одевает одну лыжу и, опираясь на палки, обегает елку. Возвратившись, передает эстафету следующему.
1 Ведущий;
Отдохнули мы на славу.
Победили вы по праву.
Похвал достойны и награды
И мы призы вручить вам рады
Подведение итогов, награждение победителей!
В мире нет рецепта лучше
Будь со спортом неразлучен,
Проживешь сто лет
Вот и весь секрет!
Молодцы, ребята. Вы были ловкими, смелыми, а самое главное дружными. Вот таких здоровых и сильных ребят растит наш детский сад!
Побегали, поиграли?
«Нагуляли» аппетит.
Вот теперь и подкрепиться,
Вам совсем не повредит.
Приложение 3
Консультация для родителей
«15 идей для зимних каникул»
Идеи для зимних каникул!
1. Покататься на санках.
2. Слепить семью снеговиков.
3. Взять хлопушку с серпантином на прогулку.
4. Украсить дерево у дома ледяными игрушками.
5. Рисовать на снегу — палочками, ногами, разведенными красками.
6. Кормить птиц.
7. Искать следы на снегу.
8. Смотреть как падают снежинки.
9. Сходить на главную елку поселка.
10. Делать " снежных ангелов»
11. Устроить дома теневой театр
12. Заморозить цветные шарики. В воздушный шар налейте подкрашенную воду и заморозьте.
13. Делать куличи, или целые торты из снега.
14. Посмотреть на вечерний поселок в новогодних огня
15. Слепить маленького снеговика и заморозить его до весны.
Фотоотчет.
Опыт «Почему снег греет?»
Подвижная игра «Снежинки и ветерок»
Подвижная игра «Два Мороза»
Хоровод «Новогодний хоровод»
Зимние забавы :