Ирина Пальцева
Использование визуально-ритмических рядов в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Автор:
Пальцева И. Н.
учитель - логопед
«Использование визуально-ритмических рядов в работе логопеда»
Аннотация
В методической разработке представлены примеры специальных ритмических упражнений – визуально-ритмических рядов, направленных на развитие ритмических способностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлены варианты игр с использованием игрового, природного материала и музыкальных инструментов по лексическим темам, приведены комментарии к их применению. Данные упражнения эффективны не только в коррекционной работе над формированием слоговой структуры речи, их можно применять и для закрепления речевого материала по лексическим темам, работе над автоматизацией звуков. Дополнительное использование музыкальных инструментов позволяет развивать слуховое внимание, умение воспроизводить заданный ритм. Данные упражнения являются авторской разработкой, апробированы в практической деятельности с детьми, их применение делает занятие увлекательным и результативным.
Темочки:
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Введение
Основа всей жизни человека – ритм, данный каждому его природой, дыханием.
К. С. Станиславский
Ритм лежит в основе жизни. Ритм смены частей суток, времен года, сердца, дыхания, ходьбы…Ритм – это движение, жизнь, если представить, что ритма нет - остановится жизнь, время, развитие.
Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Так же для речи важна способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других лингвистических способностей.
У детей с ограниченными возможностями здоровья часто нарушена ритмическая составляющая речи. Поэтому важно увидеть степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма и построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений. Среди наиболее встречающихся проблем у детей данной категории отмечаются:
• затруднения при восприятии и воспроизведении простого ритма;
• затруднения воспроизведения слов не только сложной, но и простой слоговой структуры;
• нарушение слухового внимания;
• нарушение произвольного внимания;
• нарушение общеритмических способностей;
• нарушение ориентировки в пространстве.
Одним из актуальных приемов, обеспечивающим включение слухового, двигательного, зрительного и кинестетических анализаторов является использование визуально-ритмических рядов на логопедических занятиях.
Визуально-ритмические ряды, направленные на развитие слухового внимания, вызывание звуков
Ряд «Длинно-коротко».
Подбираются палочки+камушки. Инструкция: на камушек ребенок произносит звук коротко, на палочку – длинно, протягивает звук.
Примечание: инструкцию можно усложнить - на камушек ребенок произносит звук коротко и один раз стучит в бубен, на палочку – тянет звук и «пробегает» палочкой по металлофону.
Ряд «Положи столько камушков, сколько я стукнула».
Подбираются камушки+музыкальные инструменты. Инструкция: ребенок слушает, сколько раз ударили в бубен и столько же выкладывает камушков.
Примечание: можно усложнить инструкцию и использовать два вида музыкальных инструментов, различение «тихо-громко». Слыша погремушку, ребенок кладет перышко, слыша бубен – камушек.
Ряд «Я беру…»
Подбираются колючие предметы (шишки, массажные мячики и т. п.) и гладкие (камушки). Инструкция: правой рукой бери только колючие предметы, а левой – только гладкие. Руки работают поочередно. Можно использовать игрушки, например, угощать шишками или «конфетками» (камушки).
Примечание: можно усложнить инструкцию и к заданию добавить произнесение слогов, например, берешь правой рукой колючий предмет и говоришь слог «ША», а левой рукой берешь гладкий предмет и говоришь слог «ШИ».
Визуально-ритмические ряды по лексическим темам
Лексическая тема: Детский сад. Игрушки
Оборудование: мелкие игрушки (из киндер-сюрприза, бумажные стаканчики, мягкие мячи (сквиши, музыкальные инструменты: металлофон, бубенчики.
Ряд 1: 1:
Игрушка + мяч +музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат игрушки и мячи. Видя игрушку, ребенок один раз стучит в металлофон, на мяч – один раз звенит бубенчиками. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком (например, видя мяч произносить «Ш-Ш-Ш»).
Ряд 2: 1:
Игрушка+бумажный стаканчик+мяч+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат игрушки и мячи. Видя игрушку, ребенок два раза стучит в металлофон, затем накрывает игрушку стаканчиком, на мяч – два раза звенит бубенчиками, затем сжимает его руками. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Лексическая тема: Огород. Овощи
Оборудование: муляжи овощей, фруктов – деревянные и мягкие (вязаные, тарелочки, музыкальные инструменты: погремушка, бубен.
Ряд 1: 1:
Муляжи овощей+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат овощи разной фактуры. Видя деревянный муляж овоща, ребенок два раза стучит в бубен, а вязаный овощ – два раза звенит погремушкой. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком.
Ряд 2: 1:
Муляжи овощей и фруктов + тарелочки + музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат муляжи овощей, фруктов и тарелочки. Видя деревянные муляжи овоща и фрукта, ребенок три раза стучит в бубен, затем кладет только овощ на тарелочку, а видя вязаный овощ –три раза звенит погремушкой. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Лексическая тема: Домашние птицы.
Оборудование: игрушки по теме «домашние птицы», мягкие шарики разной величины, музыкальные инструменты: барабанчик и погремушка.
Ряд 1: 1:
игрушки +шарики+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат игрушки и шарики под ними. Видя цыпленка, ребенок отстукивает в барабанчик столько раз, сколько видит шариков, если шарик большой, то громче, если маленький, то тише, а если видит утенка, то шумит погремушкой. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком.
Лексическая тема: Дикие птицы.
Оборудование: игрушки по теме «дикие птицы», «домашние птицы», карточки «домашние птицы», «дикие птицы», стаканчики, деревянные брусочки, камушки, деревянные палочки, лес и дом из фетра, музыкальные инструменты: кастаньета, погремушка, металлофон.
Ряд 2: 2:
игрушки+брусочки+стаканчики+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат домашние и дикие птицы, за совами расположены брусочки, за домашними птицами – стаканчики. Видя сову, ребенок шумит погремушкой три раза, и ставит сову на брусочек. Видя домашнюю птицу, стучит кастаньетой три раза, и ставит на нее стаканчик. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком.
Ряд 2: 2:
игрушки+камушки+палочки+фетровые лес и дом+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат игрушки, под ними камушки. В другом варианте в дополнение к камушкам использованы палочки. Видя сову, ребенок отстукивает на металлофоне столько раз, сколько видит камушков, затем садит сову в «лес», видя домашнюю птицу, отстукивает в металлофон по количеству камушков и отправляет в «дом». В другом варианте в ряд камушков добавляются палочки, и видя ее, ребенок проводит по металлофону. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз. Такой вариант игры проводится с карточками с изображением птиц.
Лексическая тема: Дикие животные.
Оборудование: игрушки по теме «дикие животные», карточки с дикими и домашними животными, шишки, деревянные брусочки, лес и дом из фетра, музыкальные инструменты: кастаньета, металлофон.
Ряд 1: 1:
игрушки+шишки+брусочки+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд стоят игрушки диких животных. Ребенок проходит ряд с шишками и палочками снизу вверх, видя шишку, щелкает кастаньетой три раза, видя брусок, проводит палочкой по металлофону. Затем ребенок называет животное. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком.
Ряд 2: 1:
карточки с животными+шишки+брусочки+ фетровые лес и дом+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат карточки с дикими и домашними животными. Ребенок проходит ряд с шишками и брусочками снизу вверх, видя шишку, щелкает кастаньетой три раза, видя брусок, проводит палочкой по металлофону. Затем ребенок называет животное и отправляет его в «лес» или «дом». Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Лексическая тема: Зима. Изменения в природе.
Оборудование: фетровые елки, синтетический наполнитель (синтепух, веточки деревьев, карточки с синицами и снегирями, засушенные ягоды рябины, шишки, снеговики из ватных дисков, стеклянные камушки разных размеров («льдинки», музыкальные инструменты: кастаньета, металлофон, погремушка.
Ряд 2: 1:
фетровые елки+синтепух+веточки+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат елочки. Ребенок проходит ряд с синтепухом и веточками снизу вверх, видя синтепух, шумит погремушкой, видя веточку, проводит палочкой по металлофону. Затем ребенок украшает синтепухом елочку. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком.
Ряд 2: 1:
фетровые елочки+снеговики из ватных дисков +синтепух+веточки+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат елочки и снеговики из ватных дисков, без ручек. Ребенок проходит ряд с синтепухом и веточками снизу вверх, видя синтепух, шумит погремушкой, видя веточку, проводит палочкой по металлофону. Затем ребенок из веточек делает ручки снеговикам.
Ряд 2: 1:
карточки с синицами и снегирями+стеклянные камушки разных размеров +засушенные ягоды рябины+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат карточки с синицами и снегирями, под ними ягоды рябины. Ребенок проходит ряд со стеклянными камушками разных размеров, видя маленький камушек – тихо стучит в металлофон, видя большой камушек – громче. Затем ребенок «угощает» ягодой птиц, говоря: «Я угощаю рябиной синицу (снегиря)».
Лексическая тема: Животные холодных стран.
Оборудование: стеклянные камушки, синтепух, деревянные брусочки, карточки с изображениями животных Севера, музыкальные инструменты: металлофон, деревянные ложки.
Ряд 1: 1:
камушки+брусочки+карточки+музыкальный инструмент. Инструкция: в ряд лежат карточки с животными Севера, спрятанные за синтепухом (сугробом). Ребенок проходит ряд с камушками и брусочками, видя брусочек, стучит в ложки три раза, видя камушки, стучит по металлофону один раз. Затем ребенок составляет предложение: «Я вижу за сугробом ….(называет животное)». Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком.
Лексическая тема: Морские обитатели.
Оборудование: деревянные фигурки морских обитателей, листья, резиновые червяки, стеклянные камушки, колокольчики, музыкальные инструменты: бубенчики, деревянные палочки.
Ряд 2: 1:
Фигурки морских обитателей+листья+колокольчики+резиновые червяки+камушки+музыкальный инструмент. Инструкция: в ряд лежат фигурки морских обитателей, спрятанные за листьями («водоросли», перед ними стоят колокольчики. Ребенок проходит ряд с камушками и резиновыми червяками, видя камушек, стучит палочками три раза, видя червяка, звенит бубенчиками. Затем ребенок звенит колокольчиком и составляет предложение: «на крючок попался (называет морского обитателя)». Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: подбор предложений делаем, исходя из автоматизируемых или дифференцируемых звуков.
Заключение
В заключение стоит отметить, что задания с использованием визуально-ритмических рядов позволяют наиболее интересно и эффективно работать над ритмической основой речи и достигать следующих результатов:
-развивать умение удерживать и выполнять моторную программу;
-развивать слого-ритмическую и звуко-слоговую структуру слова;
-развивать слуховое внимание, зрительно-моторную координацию;
-развивать интонационную выразительность речи;
-развивать активный словарь по лексическим темам;
-закреплять правильное употребление предлогов;
-закреплять автоматизируемые звуки в речи.
Применение ритмических рядов на занятии не является сложным и затратным процессом. Для составления визуально-ритмического ряда используются различные предметы и картинки, их можно подбирать с учетом лексической темы. Дополнительно используются различные камушки, природный материал (шишки, листья, веточки и пр., мелкие игрушки и т. д. Визуально-ритмические ряды выкладываются по усложнению: начинают с визуального соотнесения и выкладывания рядов, затем подключают отхлопывания, отстукивания, и постепенно усложняя, переходят к произношению слогов, слов, фраз, предложений.
Таким образом, развитие ритмической стороны речи является важным компонентом по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Использование визуально-ритмических рядов на логопедических занятиях расширит профессиональный арсенал педагогов, сделает занятия увлекательными и результативными.
Список литературы
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : Детство-пресс, 2008. – 48 с.
2. Бабина Г. В. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. – М. : Книголюб, 2005. – 96 с. («Логопедические технологии»).
3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей / С. Е. Большакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2015. – 64 с.
4. Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. Дидактический материал. – М. : ТЦ «Сфера», 2007. – 56 с.
5. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
6. Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб. : Литера, 2014. – 96 с.
7. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М. : Издательство «Гном», 2004. – 40 с.