МААМ-картинки

Использование визуально-ритмических рядов в работе логопеда

Ирина Пальцева
Использование визуально-ритмических рядов в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Автор:

Пальцева И. Н.

учитель - логопед

«Использование визуально-ритмических рядов в работе логопеда»

Аннотация

В методической разработке представлены примеры специальных ритмических упражнений – визуально-ритмических рядов, направленных на развитие ритмических способностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлены варианты игр с использованием игрового, природного материала и музыкальных инструментов по лексическим темам, приведены комментарии к их применению. Данные упражнения эффективны не только в коррекционной работе над формированием слоговой структуры речи, их можно применять и для закрепления речевого материала по лексическим темам, работе над автоматизацией звуков. Дополнительное использование музыкальных инструментов позволяет развивать слуховое внимание, умение воспроизводить заданный ритм. Данные упражнения являются авторской разработкой, апробированы в практической деятельности с детьми, их применение делает занятие увлекательным и результативным.

Публикация «Использование визуально-ритмических рядов в работе логопеда» размещена в разделах

Введение

Основа всей жизни человека – ритм, данный каждому его природой, дыханием.

К. С. Станиславский

Ритм лежит в основе жизни. Ритм смены частей суток, времен года, сердца, дыхания, ходьбы…Ритм – это движение, жизнь, если представить, что ритма нет - остановится жизнь, время, развитие.

Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Так же для речи важна способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других лингвистических способностей.

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто нарушена ритмическая составляющая речи. Поэтому важно увидеть степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма и построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений. Среди наиболее встречающихся проблем у детей данной категории отмечаются:

• затруднения при восприятии и воспроизведении простого ритма;

• затруднения воспроизведения слов не только сложной, но и простой слоговой структуры;

• нарушение слухового внимания;

• нарушение произвольного внимания;

• нарушение общеритмических способностей;

• нарушение ориентировки в пространстве.

Одним из актуальных приемов, обеспечивающим включение слухового, двигательного, зрительного и кинестетических анализаторов является использование визуально-ритмических рядов на логопедических занятиях.

Визуально-ритмические ряды, направленные на развитие слухового внимания, вызывание звуков

Ряд «Длинно-коротко».

Подбираются палочки+камушки. Инструкция: на камушек ребенок произносит звук коротко, на палочку – длинно, протягивает звук.

Примечание: инструкцию можно усложнить - на камушек ребенок произносит звук коротко и один раз стучит в бубен, на палочку – тянет звук и «пробегает» палочкой по металлофону.

Ряд «Положи столько камушков, сколько я стукнула».

Подбираются камушки+музыкальные инструменты. Инструкция: ребенок слушает, сколько раз ударили в бубен и столько же выкладывает камушков.

Примечание: можно усложнить инструкцию и использовать два вида музыкальных инструментов, различение «тихо-громко». Слыша погремушку, ребенок кладет перышко, слыша бубен – камушек.

Ряд «Я беру…»

Подбираются колючие предметы (шишки, массажные мячики и т. п.) и гладкие (камушки). Инструкция: правой рукой бери только колючие предметы, а левой – только гладкие. Руки работают поочередно. Можно использовать игрушки, например, угощать шишками или «конфетками» (камушки).

Примечание: можно усложнить инструкцию и к заданию добавить произнесение слогов, например, берешь правой рукой колючий предмет и говоришь слог «ША», а левой рукой берешь гладкий предмет и говоришь слог «ШИ».

Визуально-ритмические ряды по лексическим темам

Лексическая тема: Детский сад. Игрушки

Оборудование: мелкие игрушки (из киндер-сюрприза, бумажные стаканчики, мягкие мячи (сквиши, музыкальные инструменты: металлофон, бубенчики.

Ряд 1: 1:

Игрушка + мяч +музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат игрушки и мячи. Видя игрушку, ребенок один раз стучит в металлофон, на мяч – один раз звенит бубенчиками. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.

Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком (например, видя мяч произносить «Ш-Ш-Ш»).

Ряд 2: 1:

Игрушка+бумажный стаканчик+мяч+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат игрушки и мячи. Видя игрушку, ребенок два раза стучит в металлофон, затем накрывает игрушку стаканчиком, на мяч – два раза звенит бубенчиками, затем сжимает его руками. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.

Лексическая тема: Огород. Овощи

Оборудование: муляжи овощей, фруктов – деревянные и мягкие (вязаные, тарелочки, музыкальные инструменты: погремушка, бубен.

Ряд 1: 1:

Муляжи овощей+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат овощи разной фактуры. Видя деревянный муляж овоща, ребенок два раза стучит в бубен, а вязаный овощ – два раза звенит погремушкой. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.

Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком.

Ряд 2: 1:

Муляжи овощей и фруктов + тарелочки + музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат муляжи овощей, фруктов и тарелочки. Видя деревянные муляжи овоща и фрукта, ребенок три раза стучит в бубен, затем кладет только овощ на тарелочку, а видя вязаный овощ –три раза звенит погремушкой. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.

Лексическая тема: Домашние птицы.

Оборудование: игрушки по теме «домашние птицы», мягкие шарики разной величины, музыкальные инструменты: барабанчик и погремушка.

Ряд 1: 1:

игрушки +шарики+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат игрушки и шарики под ними. Видя цыпленка, ребенок отстукивает в барабанчик столько раз, сколько видит шариков, если шарик большой, то громче, если маленький, то тише, а если видит утенка, то шумит погремушкой. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.

Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком.

Лексическая тема: Дикие птицы.

Оборудование: игрушки по теме «дикие птицы», «домашние птицы», карточки «домашние птицы», «дикие птицы», стаканчики, деревянные брусочки, камушки, деревянные палочки, лес и дом из фетра, музыкальные инструменты: кастаньета, погремушка, металлофон.

Ряд 2: 2:

игрушки+брусочки+стаканчики+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат домашние и дикие птицы, за совами расположены брусочки, за домашними птицами – стаканчики. Видя сову, ребенок шумит погремушкой три раза, и ставит сову на брусочек. Видя домашнюю птицу, стучит кастаньетой три раза, и ставит на нее стаканчик. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.

Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком.

Ряд 2: 2:

игрушки+камушки+палочки+фетровые лес и дом+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат игрушки, под ними камушки. В другом варианте в дополнение к камушкам использованы палочки. Видя сову, ребенок отстукивает на металлофоне столько раз, сколько видит камушков, затем садит сову в «лес», видя домашнюю птицу, отстукивает в металлофон по количеству камушков и отправляет в «дом». В другом варианте в ряд камушков добавляются палочки, и видя ее, ребенок проводит по металлофону. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз. Такой вариант игры проводится с карточками с изображением птиц.

Лексическая тема: Дикие животные.

Оборудование: игрушки по теме «дикие животные», карточки с дикими и домашними животными, шишки, деревянные брусочки, лес и дом из фетра, музыкальные инструменты: кастаньета, металлофон.

Ряд 1: 1:

игрушки+шишки+брусочки+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд стоят игрушки диких животных. Ребенок проходит ряд с шишками и палочками снизу вверх, видя шишку, щелкает кастаньетой три раза, видя брусок, проводит палочкой по металлофону. Затем ребенок называет животное. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.

Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком.

Ряд 2: 1:

карточки с животными+шишки+брусочки+ фетровые лес и дом+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат карточки с дикими и домашними животными. Ребенок проходит ряд с шишками и брусочками снизу вверх, видя шишку, щелкает кастаньетой три раза, видя брусок, проводит палочкой по металлофону. Затем ребенок называет животное и отправляет его в «лес» или «дом». Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.

Лексическая тема: Зима. Изменения в природе.

Оборудование: фетровые елки, синтетический наполнитель (синтепух, веточки деревьев, карточки с синицами и снегирями, засушенные ягоды рябины, шишки, снеговики из ватных дисков, стеклянные камушки разных размеров («льдинки», музыкальные инструменты: кастаньета, металлофон, погремушка.

Ряд 2: 1:

фетровые елки+синтепух+веточки+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат елочки. Ребенок проходит ряд с синтепухом и веточками снизу вверх, видя синтепух, шумит погремушкой, видя веточку, проводит палочкой по металлофону. Затем ребенок украшает синтепухом елочку. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.

Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком.

Ряд 2: 1:

фетровые елочки+снеговики из ватных дисков +синтепух+веточки+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат елочки и снеговики из ватных дисков, без ручек. Ребенок проходит ряд с синтепухом и веточками снизу вверх, видя синтепух, шумит погремушкой, видя веточку, проводит палочкой по металлофону. Затем ребенок из веточек делает ручки снеговикам.

Ряд 2: 1:

карточки с синицами и снегирями+стеклянные камушки разных размеров +засушенные ягоды рябины+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат карточки с синицами и снегирями, под ними ягоды рябины. Ребенок проходит ряд со стеклянными камушками разных размеров, видя маленький камушек – тихо стучит в металлофон, видя большой камушек – громче. Затем ребенок «угощает» ягодой птиц, говоря: «Я угощаю рябиной синицу (снегиря)».

Лексическая тема: Животные холодных стран.

Оборудование: стеклянные камушки, синтепух, деревянные брусочки, карточки с изображениями животных Севера, музыкальные инструменты: металлофон, деревянные ложки.

Ряд 1: 1:

камушки+брусочки+карточки+музыкальный инструмент. Инструкция: в ряд лежат карточки с животными Севера, спрятанные за синтепухом (сугробом). Ребенок проходит ряд с камушками и брусочками, видя брусочек, стучит в ложки три раза, видя камушки, стучит по металлофону один раз. Затем ребенок составляет предложение: «Я вижу за сугробом ….(называет животное)». Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.

Примечание: в задание можно добавить произнесение слов различной слоговой структуры, в зависимости от этапа работы, либо произносить изолированный звук или слог с изучаемым звуком.

Лексическая тема: Морские обитатели.

Оборудование: деревянные фигурки морских обитателей, листья, резиновые червяки, стеклянные камушки, колокольчики, музыкальные инструменты: бубенчики, деревянные палочки.

Ряд 2: 1:

Фигурки морских обитателей+листья+колокольчики+резиновые червяки+камушки+музыкальный инструмент. Инструкция: в ряд лежат фигурки морских обитателей, спрятанные за листьями («водоросли», перед ними стоят колокольчики. Ребенок проходит ряд с камушками и резиновыми червяками, видя камушек, стучит палочками три раза, видя червяка, звенит бубенчиками. Затем ребенок звенит колокольчиком и составляет предложение: «на крючок попался (называет морского обитателя)». Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.

Примечание: подбор предложений делаем, исходя из автоматизируемых или дифференцируемых звуков.

Заключение

В заключение стоит отметить, что задания с использованием визуально-ритмических рядов позволяют наиболее интересно и эффективно работать над ритмической основой речи и достигать следующих результатов:

-развивать умение удерживать и выполнять моторную программу;

-развивать слого-ритмическую и звуко-слоговую структуру слова;

-развивать слуховое внимание, зрительно-моторную координацию;

-развивать интонационную выразительность речи;

-развивать активный словарь по лексическим темам;

-закреплять правильное употребление предлогов;

-закреплять автоматизируемые звуки в речи.

Применение ритмических рядов на занятии не является сложным и затратным процессом. Для составления визуально-ритмического ряда используются различные предметы и картинки, их можно подбирать с учетом лексической темы. Дополнительно используются различные камушки, природный материал (шишки, листья, веточки и пр., мелкие игрушки и т. д. Визуально-ритмические ряды выкладываются по усложнению: начинают с визуального соотнесения и выкладывания рядов, затем подключают отхлопывания, отстукивания, и постепенно усложняя, переходят к произношению слогов, слов, фраз, предложений.

Таким образом, развитие ритмической стороны речи является важным компонентом по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Использование визуально-ритмических рядов на логопедических занятиях расширит профессиональный арсенал педагогов, сделает занятия увлекательными и результативными.

Список литературы

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : Детство-пресс, 2008. – 48 с.

2. Бабина Г. В. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. – М. : Книголюб, 2005. – 96 с. («Логопедические технологии»).

3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей / С. Е. Большакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2015. – 64 с.

4. Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. Дидактический материал. – М. : ТЦ «Сфера», 2007. – 56 с.

5. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

6. Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб. : Литера, 2014. – 96 с.

7. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М. : Издательство «Гном», 2004. – 40 с.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование тауматропа в работе логопедаИспользование тауматропа в работе логопеда Организация обучения детей с нарушениями речи предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и интереса к изучаемому.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование игр с фонариком в работе логопеда для автоматизации звуков [Р] и [Л]Использование игр с фонариком в работе логопеда для автоматизации звуков [Р] и [Л] Игры со светом нравятся наверное всем, особенно детям. Игры с фонариком объединяют в себе и игру, и фокус, и сюрприз. Позволяя при этом.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование картотеки неречевых звуков в работе логопедаИспользование картотеки неречевых звуков в работе логопеда Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Развитые фонематические процессы –.

Использование конструктора Лего в работе логопедаИспользование конструктора Лего в работе логопеда МБДОУ ПГО «Детский сад №40 общеразвивающего вида» Фетисова Ксения Александровна, учитель-логопед. «Развиваем речь с помощью LEGO» «Развитие.

Использование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопедаИспользование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопеда Использование сервиса «МААМ-Картинки» в работе учителя-логопеда. В своей деятельности любой учитель-логопед постоянно ищет различные способы.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование визуально-ритмических рядов в работе логопеда
Опубликовано: 6 ноября 2023 в 16:14
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование визуально-ритмических рядов в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пальцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД