Екатерина Ильинская
Методическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование.
Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному обучению. В связи с этим на практике существует запрос к педагогу-психологу ДОУ на помощь в определении и формировании психологической готовности детей к школе.
Публикация «Методическая разработка Тема: „Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе“» размещена в разделах
Актуальность данной разработки заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Адресная направленность:
Данная разработка будет полезна как воспитателям детских садов, психологам, учителям начальной школы, так и родителям будущих первоклассников.
В разработке раскрываются ключевые психологические аспекты готовности детей к обучению в школе.
Цель:
Психологическая подготовка детей к обучению в школе, формирование обобщенных, систематизированных знаний об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.
Такое закладывание эффективно осуществляется в детском коллективе, в совместной деятельности детей.
Задачи:
• Актуализировать имеющиеся у себя знания по проблеме готовности ребенка к школьному обучению;
• Выделить этапы и направления психологического сопровождения ребенка;
• Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
• Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
Планируемые результаты:
• Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
• Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.
• У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.
Практическая часть:
Работа с детьми:
Диагностика будущих первоклассников:
Начальная диагностика:
1. «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго, М. Семаго;
2. Методика «Последовательность событий» (вариант 8-го задания теста WISC Д. векслера);
3. Стандартная беседа Нежновой;
4. Методика «Мотивы учения» М. Р. Гинзбурга.
Промежуточная диагностика:
1. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;
2. Тест Керна-Йерасика;
3. Тестовая беседа С. А. Банкова «Психосоциальная зрелость»;
4. Методика «Нарисуй домик» Н. И. Гуткина.
Итоговая диагностика:
1. «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго, М. Семаго;
2. Методика «Последовательность событий» (вариант 8-го задания теста WISC Д. векслера);
3. Стандартная беседа Нежновой;
4. Методика «Мотивы учения» М. Р. Гинзбурга;
5. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;
6. Тест Керна-Йерасика;
7. Тестовая беседа С. А. Банкова «Психосоциальная зрелость»
Коррекционно-развивающая работа с детьми:
В работе с будущими первоклассниками, особая роль отводится формированию положительного отношения к школе.
Для достижения цели можно применять сказкотерапию.
Сказкотерапия (по определению Т. Зинкевич-Евстигнеевой) – это учение и язык одновременно.
В работе с будущими первоклассниками я использую коррекционные сказки Панфиловой М. А. «Лесная школа».
«Лесные сказки» раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:
– адаптация к школе;
– отношение к личным вещам;
– отношение к урокам;
– школьные конфликты;
– отношение к своему здоровью.
Также при подготовке дошкольников к школьному обучению использую программу развивающих занятий для старших дошкольников «Лаборатория профессора Ума», автором-составителем которой является М. Р. Григорьева.
Работа с родителями:
Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению к школе, его главной целью являются взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных партнерских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного общего развития детей.
Большое значение имеет также повышение психолого – педагогической культуры родителей.
Основными направлениями организации работы с родителями дошкольников являются следующие виды и формы :
• Проведение психологических консультаций для родителей, будущих первоклассников психологом детского сада;
• Выступления на родительских собраниях в подготовительной группе д/с на темы : «Психологическая готовность ребенка к школе», «Как подготовиться к школьной жизни в условиях семьи»;
• Дистанционная работа с родителями посредством оформления информационных стендов как в группе д/с, так и около кабинета педагога-психолога, например, на тему «Что должен знать и уметь первоклассник».
Работа с воспитателями: На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, психолог и другие специалисты - это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник - субъект, способный к саморазвитию.
Взаимодействие психолога и воспитателей способствует повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета особенностей детей.
Педагоги совместно с психологом, изучая индивидуальные особенности детей, могут моделировать дальнейшие ситуации развития для каждого воспитанника.
Необходимо определить непосредственные задачи взаимодействия педагога-психолога с воспитателями ДОУ в процессе подготовки ребенка к школе :
• Ознакомить воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области готовности ребенка к школе;
• На основе диагностики разработать совместно с воспитателями, индивидуальную программу развития детей, индивидуальный маршрут развития, подобрать комплекс коррекционно-развивающих упражнений;
• Сформулировать психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;
• Провести консультации для воспитателей подготовительной и старших групп с темами : «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста», «Психологическая готовность ребенка к школе»;
• Выступить на Педагогическом совете с темой «Ребенок на пороге школы», а также ознакомить воспитателей с итоговыми результатами диагностики.
Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Развивающую работу с нуждающими в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Мой опыт показывает, что надежность результатов психолого – педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успешностью ребенка. Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс.
При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.
Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего первоклассника. Не менее важно, чтобы в своей педагогической деятельности взрослые опирались на советы и рекомендации психолога.
Уважение к науке психологии, понимание значимости ее законов и стремление жить, руководствуясь ими, - важная составляющая успешной адаптации человека к любым новым жизненным условиям. Вот почему занятия психолога с детьми – обязательный элемент в системе подготовки ребенка к школе.