Надежда Семенова
Методическая разработка раздела образовательной программы «Экспериментальная исследовательская деятельность» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка раздела образовательной программы
Тема : «Экспериментальная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Семенова Н. Ю., воспитатель
Процесс познания – творческий процесс, необычайно важный в личностном становлении ребенка дошкольника. Экспериментирование пробуждает творческую и познавательную активность детей, стимулирует воображение ребенка, включает его в творческую деятельность. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребенка – дошкольника. Соприкасаясь с окружающим миром, он ежеминутно, ежечасно исследует, экспериментирует и в итоге – познает.
Публикация «Методическая разработка раздела образовательной программы „Экспериментальная исследовательская деятельность“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Разделы программы «Детство» «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (где включен раздел «Игра – экспериментирование с различными материалами», раздел «Ребенок открывает мир природы», реализуются через ряд методик и технологий :
О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков «Ребенок в мире поиска»;
Т. А. Серебрякова Элементарная исследовательская деятельность в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»;
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников», под ред. Л. Прохоровой
«Умственное воспитание детей дошкольного возраста», ред. Н. Н. Поддъякова
1. При организации экспериментальной исследовательской деятельности важно выбрать оптимальную форму деятельности, которая ни в коей мере не перегружая ребенка интеллектуально и физически, могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их чувственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребенок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решать ее успешно.
2. Этапы "исследовательского" обучения должны быть последовательными, идти по трем уровням реализации, определенным А. И. Савенковым (в рамках "Одаренный ребенок в массовой школе") :
• Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку;
• Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
• Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.
3. Система отношений педагога с детьми должна строиться на основе сотрудничества:
• Безоговорочное уважение к любому ответу ребенка;
• Умение слышать и слушать друг друга;
• Приоритетность коллективного обсуждения и выработки единого решения;
• Внимательное отношение к детским вопросам.
Пути реализации поставленных задач
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, прогулку, сон.
Для достижения поставленных задач мы наметили пути их реализации через:
• Предметно – развивающую среду
• Организованную деятельность с детьми
• Взаимодействие с родителями
Организация предметно-развивающей среды в группе
Накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями развивающей среды. При создании развивающей среды в группе мы опирались на положение А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в разнообразных формах жизнедеятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и др.) на основе предметной базы. Кроме того, предметно – развивающая среда должна соответствовать ряду принципов:
• Принцип дистанции, определенной позиции при взаимодействии ребенка с объектами неживой природы, помогающий обнаружить физические законы
• Принцип активности, самостоятельности, предполагающий обнаружение физических законов при взаимодействии ребенка и находящимися в группе объектами
• Принцип стабильности и динамичности. В группе каждый объект имеет свое место, однако если возникает необходимость передвинуть его, то на новом месте он символизирует то же отношение между объектами и явлениями физического мира.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Данный принцип помогает выразить связи, существующие в мире живой и неживой природы, в жизни человека и природы.
• Принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой, которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека, осознания своей гармоничности в мире природы
Для развития детского экспериментирования в нашей группе создан центр науки, который в себя включает:
1. Уголок природы. В нашей группе подобраны растения в соответствии с программными требованиями, имеются предметы ухода за ними.
2. Книжный уголок: В нем подобрана разнообразная литература природоведческого содержания: энциклопедии сказки, рассказы, стихи о природе.
3. И непосредственно сам Уголок экспериментирования, который включает в себя
• стол для экспериментирования,
• приборы - помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, метал) разного объема и формы;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы, дерева, пробки;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без иглы, мерные ложки, резиновые груши;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свеча
4. «Музей воздуха».
Организованная деятельность с детьми
В соответствии с программой «Детство» работа велась по трем направлениям:
• Живая природа
• Неживая природа
• Человек
Наиболее эффективными видами организованной деятельности на наш взгляд являются:
• НОД (Воздух-невидимка, Волшебная бумага, Поможем воде стать чистой, Магнитные силы, необыкновенная скрепка, Почему все падает на землю, Куда делась вода, Водяная мельница, Живые тени, Солнечные зайчики)
• Экспериментальные игры : Тонет – не тонет, Мыльные пузыри, Сделаем растворы, в какой воде легче плавать, действия с магнитом, лупой, пересыпание сыпучих предметов, переливание жидкостей и др., позволяющие убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
• Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение тумана, появление радуги, образование пара от дыхания в холодную погоду и др) побуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
• Рассматривание схем к опытам, таблиц, рисунков позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
• Использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию
• Чтение художественной литературы позволяет услышать описание происходящих природных явлений.
Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Работа по экспериментированию охватывала все виды детской деятельности.
На НОД по изобразительной деятельности дети учились в графической форме изображать проведенный опыт, использовали нетрадиционную технику изображения, по математическому развитию дети знакомились с измерительной деятельностью, с условными мерками.
На НОД по развитию речи дети учились словами описывать этапы опытнической деятельности, грамотно и правильно выстраивать предложения, делать выводы и т. д.
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Компьютер, интернет активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать образовательный процесс эмоционально окрашенным, привлекательным и вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Так, использование мультимедийных презентаций на НОД по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Взаимодействие с семьей в развитии детского экспериментирования
Мы строили работу во взаимодействии с семьями наших воспитанников. Мы убеждали родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, стремиться узнать новое, самостоятельно выявить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Мы привлекаем родителей к участию в образовательном процессе через :
Родительские собрания с показом детской деятельности
Праздники
Выпуск совместной газеты
Оформление опыта семейного воспитания
Консультации
Участие родителей в обогащение предметно – развивающей среды
Анкетирование (Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности ребенка)
Конкурсы совместного творчества (выставка поделок, изготовленных родителями совместно с взрослыми)