Разина Елена
Обучение чтению детей с легкой степенью умственной отсталости по методу Домана
▼ Скачать +Заказ
«Обучение чтению детей с легкой степенью умственной отсталости по методу Домана»
(методика глобального чтения)
Публикация «Обучение чтению детей с легкой степенью умственной отсталости по методу Домана» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Педагогика не стоит на месте, и помимо традиционных появились и инновационные методики обучения детей чтению. В моем классе обучаются дети с легкой степенью умственной отсталости. Все ученики, кроме одного мальчика, научились читать, а он никак не понимал: как из букв получаются слова, и я перед собой поставила цель – научить мальчика читать с помощью метода Гленна Домана (методика глобального чтения).
Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения.
Обучение делилось на этапы :
I. Чтение отдельных слов
Сначала я использовала 10 слов. Карточки предъявляла мальчику одну за другой очень быстро.
Сначала для показа ребенку взяла карточку со словом "МАМА" и отчё тливо произносила фразу: «Это означает «МАМА». В том же темпе проделала процедуру с карточкой "ПАПА" и ещё тремя короткими словами (из 3-4 букв) из этой же группы.
За 1-й день обучения повторила мальчику показ карточек Домана ещё 3 раза (промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса). Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превышать трёх минут.
В течение 2-го дня мы повторили основное задание 3 раза, и также 3 раза я продемонстрировала комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, 2-й день состоял из шести занятий.
На 3-й день я добавила 3-й набор из 5-ти новых слов. В этот раз использовала 3 набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов продемонстрировала по 3 раза. Общее количество занятий возросло до 9, растянутых на весь день, но каждое из них заняло не больше 5 минут.
Первые 15 слов должны быть самыми близкими и приятными для ребенка. Слова могут включать в себя имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия любимых продуктов. Результатом этого этапа является то, что ребенок должен научиться читать слова.
Выучив 15 слов, мы приступили к следующей группе, обозначающей части тела. Этот набор может состоять из 25 слов, разделённых на 5 наборов
Каждый раз нужно добавлять новые слова и убирать старые. Для этого я удаляла по одному слову из каждого набора, уже освоенного в течение 5 дней и заменяла это слово новым. Необходимо поступать так с каждым набором слов.
Потом точно так же стали изучать глаголы.
Так мы учили по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно мальчик знакомился с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов я удаляла.
В среднем ребенок должен запомнить 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.
II. Словосочетания
2-й этап в освоении чтения по методу Гленна Домана является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.
Сначала проанализировала словарный запас ребёнка и подумала о том, какие комбинации можно составить из выученных слов.
Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Мальчик научился различать и называть основные цвета быстро и легко, и я предложила ему простые словосочетания: «чёрные волосы», «жёлтый банан».
Через какое-то время познакомила его с антонимами: «чистый-грязный», «правый-левый».
Потом дополнила показ слов яркими иллюстрациями, которые находятся на обратной стороне слов. "Большой" и "маленький" - это очень простые понятия для ребенка с умственной отсталостью, т. к. они тесно связаны с повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка».
II. Простые предложения (из 2-х слов)
На 3-м этапе нам предстояло составить простые предложения на основе словосочетаний. К этому моменту ребенок должен уже знать около 75 слов.
Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалять по 2 старых предложения и заменять их 2 новых. Мальчик усвоил их быстро, и мы перешли к новым предложениям.
III. Распространённые предложения (из 3-х и более слов)
К 4-му этапу ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понять распространенные предложения.
На этом этапе изготовила карточки с предлогами и наречиями (их не должно быть очень много) и продолжала показывать мальчику новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. Ребенок сам стал произносить разные слова вслух и читать вслух целые предложения.
Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают - это первый и основной шаг на пути обучения глобальному чтению.
В этом разделе Гленн Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение «кот спит» можно дополнить: «кот крепко спит».
IV. Книги
На 5 -м этапе нам предстояло научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим большое количество слов на каждой странице.
Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы будете учить ребенка читать, т. к. в глобальном чтении смысл имеет
первичное значение, т. е. нужно понять, о чем написано в книге. Она должна
• содержать от 50 до 100 слов;
• состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;
• в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;
• высота печатного шрифта - не менее 1 см;
• текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.
Также с ребенком можно будет создать свою книжку, например, по сказкам: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Затем по сказкам «Три медведя», «Маша и медведь», Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка». Потом тематические книжки на любые темы, например: «Времена года», «Транспорт», «Одежда». Большую радость принесет ребенку создание «личной книжки» «Моя семья».
Преимуществом глобального чтения является одновременное восприятие слова (словосочетания, предложения) зрительно и на слух.
Методика была разработана врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности. Она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний.
Обучение чтению по методу Домана для умственно отсталого ребенка оказалось самым простым.
В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых" детей, но и у детей с нормой, чтобы устранить трудности при чтении.