Надежда Мамонтова
Обучение детей чтению — одна из форм предоставления дополнительной образовательной уcлуги
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ивушка» с. Татаново Тамбовского района Тамбовской области
Обучение детей чтению - одна из форм предоставления дополнительной
образовательной услуги
Воспитатель Мамонтова Надежда Сергеевна
В нашем царстве – государстве
Все волшебники живут.
Все рисуют, все танцуют,
Все играют и поют.
Лишь порог переступаешь –
Попадаешь, словно в рай,
Сто дорог тебе откроют,
Публикация «Обучение детей чтению — одна из форм предоставления дополнительной образовательной уcлуги» размещена в разделах
Ты любую выбирай.
Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования, в которой определены основные параметры образования нового уровня : доступность, качество, эффективность.
Достижение этих параметров возможно лишь путём комплексных, системных преобразований в деятельности учреждения образования, направленных на построение целостного и эффективного образовательного пространства, в котором обеспечивается доступность качественного образования для всех слоев населения, эффективность использования имеющихся образовательных ресурсов.
3 слайд
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой, является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в детском саду и качества образования в целом. Организация эффективной деятельности в ДОУ позволяет максимально использовать собственные, а также привлечь дополнительные образовательные ресурсы для достижения необходимого качества образования.
4 слайд
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
5 слайд
Качество дополнительного образовательного процесса определяется следующими критериями:
- уровень сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников;
- субъективная удовлетворенность всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;
- соответствие образовательного процесса и условий его организации и ведения государственным стандартам;
- технологичность и преемственность, ориентированные на особенности возрастного развития воспитанников и на уровень продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией);
- соответствие содержания образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.
6 слайд
Дополнительное образование направлено на :
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.
7 слайд
Дополнительные образовательные услуги делятся на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования. К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, предоставляются они только по запросу, по желанию родителей.
8 слайд
Реализуя платные образовательные услуги в нашем детском саду, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Привлечь дополнительные финансовые средства в детский сад.
2. Интегрировать различные виды образовательной деятельности при оказании дополнительных платных образовательных услуг для повышения эффективности образовательного процесса.
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
4. Повысить удовлетворенность населения качеством дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых в дошкольном учреждении.
9 слайд
Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к обучению и развитию дошкольников, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, и освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л. С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на "зону ближайшего развития".
В связи с большим интересом и востребованностью в 2017 году в нашем детском саду введена новая дополнительная платная услуга – обучение чтению. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей.
10 слайд
Дополнительное образование построено по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному). Организация обучения была продумана таким образом, что:
- обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания;
- каждый ребенок участвует в процессе выполнения заданий;
- использует индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).
11 слайд
Занятия проводятся по дополнительной общеразвивающей программе «Читай-ка», построенной на методике Н. С. Жуковой и предназначенной для развития детской речи. Программа направлена на обучение дошкольников правильному чтению.
Надо отметить, что выделение слога из речи психологически проще и требует меньше аналитических усилий, чем выделение отдельного звука. Именно на этом принципе и построена методика Жуковой — начинаем читать слоги уже с третьего занятия.
В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных речевых игр и материалов.
12 слайд
Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, учить читать.
Обучающие задачи :
- в игровой форме ввести детей в письменность;
- сделать для ребёнка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей; познакомить с терминами: буква, слог, слово, предложение;
- развивать умение печатать буквы, развивать мелкую моторику пальчиков.
Развивающая задача: развивать внимание, умение думать, слушать и слышать, желание читать.
Воспитательные задачи:
- воспитывать старательность, усидчивость;
- воспитывать любовь к чтению.
13 слайд
Принципы построения программы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- доброжелательный климат;
- недопустимость менторской позиции и порицания;
- положительная оценка любого достижения ребенка;
- проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста;
- занимательность;
- наглядность.
14 слайд
Ведущая деятельность: игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т. д.)
Формы и режим занятий : планируется 8 занятий в месяц фронтально, продолжительностью 25 минут во вторую половину дня.
Ожидаемые результаты.
К концу курса дети овладеют понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение».
Дети будут:
- знать названия букв;
- различать гласные, твердые и мягкие согласные;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
15 слайд
Методика обучения чтению детей 6-7лет по букварю Н. С Жуковой помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В книге не так много картинок, но их достаточно, чтобы ребенок не заскучал.
Мы не изучаем буквы в алфавитном порядке А, Б, В, Г, а придерживаемся той последовательности, которая дана в «Букваре».
В первую очередь учим твердые гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее знакомим ребенка с твердыми звонкими согласными М, Л, затем - с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т. д.)
Представленная в букваре Жуковой последовательность изучения букв поможет с легкостью перестроиться на школьную программу обучения.
Изученный материал постоянно закрепляется, т. к. повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.
16 слайд
Складыванию слогов в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.
17 слайд
В своей работе я использую следующие методы реализации программы:
- словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ - беседа);
- наглядный (наблюдение, рассматривание);
- практический ( дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»; записывание слов самими детьми на магнитных досках, «Дополни предложение», «Буква потерялась» и т. д.).
Во время занятий необходимо подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.
18 слайд
Дополнительно в процессе обучения чтению в своей работе использую рабочую тетрадь «От А до Я» Е. В. Колесниковой. Эта тетрадь помогает детям обучиться азам грамоты.
19 слайд
Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками чтения.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса : они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления материала, изученного педагогом.
20 слайд
Таким образом, дополнительное образование в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретает навык чтения и письма слов, предложений. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!