Светлана Долинина
Конспект образовательной деятельности для детей 5–6 лет «Из чего и как создается ткань?»
▼ Скачать
Конспект образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие. Ознакомление с предметным миром»
Тема: «Из чего и как создается ткань?»
Группа дошкольного возраста с 5-ти до 6 лет
Составители:
Методист: Долинина С. Н.
Воспитатели: Морозова И. Т.
Сунгатуллина Л. Н.
Цель: Расширять представления детей о видах ткани.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей 5–6 лет „Из чего и как создается ткань?“» размещена в разделах
• Закреплять знания детей о различных видах ткани : хлопковая, шелковая, шерстяная.
• Обучать способам исследования предметов на изучение свойств хлопковой, шелковой, шерстяной тканях.
• Активизировать и обогащать словарный запас по теме.
Развивающие:
• Развивать познавательные способности детей через ознакомление с материалами.
• Поддерживать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
• Развивать зрительную и тактильную память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать уважение к труду, доброжелательность отношений в детском коллективе, эмоциональную отзывчивость.
Интеграция с образовательными областями :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Мир ткани», видеоролики познавательного характера, «чудесный чемоданчик» с образцами ткани, лупы по количеству детей, сантиметровая лента (портновский метр, лоскутки ткани (хлопковая, шелковая, шерстяная) по количеству детей, магниты по количеству детей, канцелярские скрепки по количеству детей, емкость с водой, прозрачные стаканчики с водой, краска-гуашь, кисточки по количеству детей, лоскутки белой ткани по количеству детей, салфетки, детская одежда, 3 коробки с изображениями для сортировки одежды, клубок из ниток, вата, клубочки из ниток (для рефлексии).
Используемые технологии (методы) :
• познавательно-исследовательские;
• интегрированное обучение;
• игровые, с применением интерактивных технологий.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель
Дети (примерные ответы детей)
Воспитатель приносит в группу «Чудесный чемоданчик», в котором лежат лоскутки ткани и клубочек. Спрашивает детей, как они думают, о чем сегодня мы будем говорить. Посмотрите, на каждом из вас одета разная одежда.
Знаете ли вы из чего шьют одежду?
А кто-нибудь знает из чего сделана ткань? Как ее изготавливают?
Воспитатель предлагает отправиться в лабораторию ткани.
«Ты катись, катись клубок?
На запад, на восток,
Влево, вправо поверни
За собою позови!»
Проходите в лабораторию ткани! Высказывания детей (из ткани).
Дети высказывают свои предположения.
Сейчас мы это с вами узнаем. Давайте с помощью лупы попробуем рассмотреть лоскутки ткани. Что вы видите? Значит, из чего сделана ткань? Молодцы.
Давайте изучим свойства тканей. (Напомнить о техники безопасности).
Эксперименты с тканями : 1) смять (согнуть) ткань пополам и сравнить, затем разгладить;
2) приложить магнит сначала к канцелярской скрепке – магнитит. Потом к ткани и определить, что произойдет;
3) попытаться разорвать кусочки бумаги и ткани на две части и сравнить степень необходимого усилия;
4) опустить в емкость с водой сначала бумажную салфетку, затем ткань, что произошло?
5) Окраска тканей (предложить детям опустить ткань в окрашенную воду разной краской)
(можно использовать детские печатки). Ответы детей (ниточки).
Ткань сделана из ниток.
Исследуют виды тканей :
1) ткань сгибается, мнется, но ее можно разгладить;
2) ткань не магнитится;
3) ткань тяжело рвется;
4) салфетка намокла и расползлась, а ткань намокает, но не расползается.
5) окраска лоскутков ткани
(или печать на ткани).
Воспитатель: А вот какие нитки бывают и какую из них делают ткань, я вам сейчас расскажу Присаживаются на стулья перед экраном для просмотра слайдов.
«Хлопчатобумажная ткань». Слайд с изображением, видео.
Хлопок любит тепло и растет на юге. Как созреет, лопаются коробочки, и в каждой будто – кусочек ваты! Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн. Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и увезут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчесывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити.
Возьмите кусочек ваты, намочите ее и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось? Не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. Волокна у хлопка ворсистые, и когда ты их сжал пальцами, да еще и скрутил, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить. В старину нить тоже скручивали пальцами. И наматывали на веретено. А сейчас нити прядут огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, но и шерстяные. Показать, фото, картинки. Обратить внимание на разнообразие тканей (разноцветная, белая, однотонная). Смотрят видео, иллюстрации.
Ответы детей.
Выполняют просьбы воспитателя, исследуют хлопковую ткань.
Нить!
Делают из ваты нить.
«Шелковая ткань». Слайд с изображением, видео.
Я вам хочу рассказать и показать еще одну ткань, из которой шьют летнюю одежду. Возьмите ее в руки, подуйте, приложите к щеке, какая она на ощупь? Знаете, как называется эта ткань – шелк. Самое удивительное, в этой ткани то, что шелковую нить для неё людям прясть не надо – ее прядет гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд плетет шелковую нить. Гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никакой другой еды не признает. Перед тем как превратиться в куколку, гусеница выпускает тоненькую нить и опутывает себя «с головы до ног». Получается шелковый кокон. А люди разматывают кокон (да не один, а миллионы, перематывают нить на катушки и везут прямо на ткацкую фабрику (природная, натуральная, трудоемкая) Смотрят видео, иллюстрации.
Ответы детей.
Выполняют просьбы воспитателя, исследуют шёлковую ткань (тонкая, прозрачная, гладкая, мягкая, приятная).
«Шерстяная ткань». Слайд с изображением, видео.
Для шерстяной ткани нужна шерстяная нить, ее люди научились делать из шерсти животных, из овечьей шерсти (козы верблюда, ламы, кролика, собаки). Шерсть состригают у животных специальной машинкой для стрижки, стирают, сушат, расчесывают, а потом прядут нити на специальных станках. Из такой теплой ткани в основном шьют теплую одежду: пальто, кофты, теплые платья, сарафаны, брюки.
«Познакомимся» и с этой тканью (возьмите шерстяную ткань).
Проводят аналогичные манипуляции, что и с шелковой тканью.
Что вы можете сказать об этой ткани, какая она?
Шерстяная ткань более плотная, толстая, колючая, жесткая и от нее становится тепло. Накроем руку лоскутком ткани и немного подождем, почувствовали тепло? Смотрят видео, иллюстрации.
Ответы детей.
Выполняют просьбы воспитателя, исследуют шерстяную ткань.
На что похож исходный материал для каждой из тканей? Хлопчатник, шерсть и кокон похожи на вату, такие же белые и пушистые. Обратить внимание на сходство исходного материала и различие готового. На столе для каждого ребенка кусочки ваты. Дети пробуют скрутить нитки.
Ответы детей.
На столе разбросаны детские вещи и три коробки с изображениями (хлопчатник, овечка, кокон тутового шелкопряда). Что обозначают эти картинки на коробках?
Теперь мы знаем виды тканей, сможем мы рассортировать одежду?
А давайте с вами устроим показ мод!
(Возьмите одежду, коротко расскажите о ней и продемонстрируйте). Выполняют задание, раскладывают одежду.
Дети выбирают вещи из коробочек, демонстрируют выбранную вещь.
Рефлексия
У меня в корзинке клубочки настроения разного цвета, выберете для себя такой клубочек – какое у вас сейчас настроение (воспитатель с детьми проводит анализ выбора детей)
А кто узнал, что-то новое поделитесь впечатлениями, что вам больше запомнилось и расскажите своим друзьям.
Наше занятие закончилось. Дети выбирают клубок, говорят о своем настроении, в соответствии с выбранным цветом клубочка, (можно определить какой клубочек из шерсти или из хлопка) и о том, что больше запомнилось.