Светлана Иванова
Методическая разработка «Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование предпосылок
игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте»
Составила: воспитатель
Иванова Светлана Петровна
Игра – ведущий вид деятельности в раннем и дошкольном возрасте.
В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.
Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников.
Публикация «Методическая разработка „Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее.
Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:
а) от начала к концу;
б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;
в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.
Средствами формирования предпосылок игры являются :
а)Знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;
б)Способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;
в)Те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности.
Разнообразные виды детской деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают.
Формы организации труда детей дошкольного возраста в детском саду :
Поручения
Дежурства
Коллективный труд
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Коллективный труд широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия.
В средней группе задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации.
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям.
В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.
Большое значение для формирования у детей представлений о достойном труде и воспитания положительного отношения к труду имеют методы руководства ими то, насколько систематически он организован.
Задача педагогов, родителей - воспитывать у них положительно-эмоциональное отношение к любому виду труда и для этого создать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычки к труду, трудолюбие.
Взрослые органически должны связывать стремление детей к труду с непосредственной организацией трудовой деятельности, помогать им осознать взаимосвязь общественно ценного труда с трудом по самообслуживанию, необходимость овладения трудовыми навыками, а также помогать овладеть навыками ручного и хозяйственно-бытового труда.
В процессе трудового воспитания важно вовремя перейти от обучения трудовым навыкам к использованию приобретенных умений и навыков в повседневной жизни.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.
Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки.
Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Ведущей потребностью ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте становится потребность в общении, наряду с действующими потребностями в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Опираясь на предметное и образное мышление и с помощью речи, ребенок получает больший доступ к познанию окружающего мира.
Общение – взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижений общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка: потребности в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.
Необходимость раннего формирования опыта общения обусловлена не только тем, что приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения у детей, но и отклонениям в развитии: аномалии органического происхождения и рост психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожности, неуверенности в себе, неадекватности поведения.
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов.
Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания.
Генетически наиболее ранней формой общения является подражание.
На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна : игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.
Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит.
В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом всесторонне развиваются навыки общения со взрослыми и сверстниками.