Инна Кудрина
Опыт работы «Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представляется основное содержание выпускной квалификационной работы на тему : «Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте».
Публикация «Опыт работы „Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Актуальность темы данной работы обусловлена осознанием того, что дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Слайд № 2
В последние десятилетия психологические проблемы общения детей со сверстниками привлекают пристальное внимание исследователей. Чем дети становятся старше, тем меньше они играют в одиночестве и больше тянутся к сверстникам. Ребенку необходимо общество сверстников, чтобы научиться жить в коллективе.
Слайд № 3
Задачи исследования:(представлены на слайде)
Слайд № 4 (методы исследования)
Методологической основой исследования послужили труды В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной и других психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Методы исследования: (перечислены на экране)
Слайд № 5 (выводы по 1-й главе)
Для проверки гипотезы нами был организован эксперимент.
Слайд № 6 (фото детского сада, детей группы)
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с «Дружба» города Волгодонска.
В эксперименте приняли участие дети старшей группы № 8 в количестве 24 человек: мальчики – 10 человек, девочки – 14 человек.
Слайд № 7
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента ставилась задача:
- определить уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
С целью выявления социометрического статуса ребенка в группе сверстников, мы применили методику № 1 «Капитан корабля» (Смирнова Е. О., Холмогорова В. М.).
Слайд № 8 (диаграмма, социограмма)
Анализ высказываний детей показал следующее : в обследуемой группе 7 детей (29%) имели статус «отверженных», 2 ребенка (8%) – статус «изолированных». В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение. В обследуемой группе преобладали дети с социометрическим статусом «предпочитаемые» – 11 детей (46%, которые по нашим наблюдениям проявляли активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников. Популярных детей в коллективе дошкольников выявлено 4 ребенка (17%).
Слайд № 9 (название методики и фото детей)
С целью выявления особенностей взаимодействия в системе «ребенок-ребенок», мы применили методику № 2 «Наблюдение в свободной деятельности (А. И. Анжарова)». В группе детей было организованное длительное невключенное наблюдение за процессом коммуникативного взаимодействия дошкольников в свободной деятельности. Результаты представлены в диаграммах.
Слайд № 10 (диаграммы №2,3,4)
Анализ наблюдения по выделенным нами показателям выявил, что ярко выраженной инициативностью обладали 11 детей, то есть 45% дошкольников, принявших участие в эксперименте. У 8 детей (34%) обследуемой группы инициативность проявлялась ситуативно. У 5 детей (21%) инициативность проявлялась слабо, они не стремились наладить нормальные отношения со сверстниками, избегали общения, были замкнуты, играли одни, не стремились получить оценку своих действий со стороны сверстников.
Высокой чувствительностью к воздействиям сверстников обладает 7 детей (29%, эти дети с удовольствием откликались на инициативу, активно подхватывали идеи сверстников. У 15 детей (63%) наблюдались эмоционально устойчивые взаимоотношения со сверстниками, они охотно общались, легко шли на контакт, иногда проявляли собственную инициативу, но специально не старались обратить на себя внимание сверстников. Слабую чувствительность к действиям сверстников проявили лишь 2 ребенка (8%).
Говоря об эмоциональном фоне взаимоотношения со сверстниками, то наблюдение показало, что он характеризовался как позитивный у 22 детей (92%) и нейтрально-деловой 2 ребенка (8%).
Слайд № 11
С целью изучения игровой деятельности и уровня притязаний детей, мы использовали методику № 3 «Диагностика игровой деятельности по Г. А. Уруптовой». Нами было организовано и проведено длительное наблюдение за игровой деятельностью детей. Наблюдение показало, что дети, статус которых в группе был выше, активно вмешивались в распределение ролей. Они старались взять на себя главные роли, остальные дети вынуждены были брать на себя второстепенные роли или не принимать участие в игре.
Слайд № 12
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность испытуемой группы детей находится на 4-ом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д. Б. Элькониным, то есть на достаточно высоком уровне развития.
Слайд № 13
Исходя из гипотезы и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили следующую цель формирующего эксперимента: проверка эффективности обоснованных нами психолого-педагогических условий, способствующих развитию навыков позитивного общения у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд № 14
Формирующая работа проводилась по подгруппам (по 12 человек) и индивидуально. Время проведения – вторая половина дня.
Слайд № 15
В начале формирующего эксперимента мы начали работу над насыщением предметно-развивающей среды. Для этого мы наполнили уже существующие центры и уголки атрибутами и играми, способствующими развитию общения детей в свободной деятельности. А также создали центр социального развития, который направлен на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.
Слайд № 16
Исходя из положения о том, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников и эффективное средство развития общения детей со сверстниками, мы провели с детьми интерактивные игры с целью формирования конструктивного поведения и развития навыков доброжелательных взаимоотношений у старших дошкольников.
Слайд № 17
В первом блоке выделили следующие задачи: развивать отношения, построенные на равноправии, помочь детям ощутить единение с другими; развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим; показать детям, что значит взаимное признание и уважение; развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты; учить проявлять терпение, умение считаться с интересами других.
Слайд № 18
Второй блок игр был направлен на обучение детей эффективным способам общения.
Слайд № 19
Третий блок игр, отражающих притязание на социальное признание выполнял следующие задачи: привить ребенку новые формы поведения; научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя; дать возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.
Слайд № 20
Следующий блок игр был направлен на снятие конфликтности.
Слайд № 21
Кроме этого мы организовали в группе театр и просили детей разыгрывать определенные сценки из жизни сказочных героев.
Слайд № 22
Затем мы провели с детьми психогимнастические этюды, направленные на формирование мотивов позитивного поведения. Особое место мы отводили индивидуальной работе с детьми, особенно, относящимся к категории «непринятые».
Уже в ходе формирующей работы наблюдались положительные изменения в поведении детей :
- у детей, имеющих высокий уровень конфликтности поведения стали проявляться навыки конструктивного поведения, то есть дети стали применять конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций;
- наблюдались положительные изменения в отношениях детей между собой, а именно, дети стали более сплоченными и дружными.
Слайд № 23
В заключении нашей формирующей работы мы провели консультации и анкетирование с родителями и с педагогами, цель которых определение зависимости общения детей дошкольного возраста от уровня развития игровой деятельности.
Интересно, весело и насыщенно прошло досуговое мероприятие «День объятий», в котором приняли участие не только дети, но и родители воспитанников группы.
Слайд № 24
На контрольном этапе эксперимента нами была проведена итоговая диагностика. По результатам повторного проведения диагностики мы выявили изменения в социометрическом статусе детей обследуемой группы.
Анализ высказываний детей показал, что увеличилось количество детей со статусом «популярные», по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Следует отметить, что при повторном обследовании нами не было выявлено детей с социометрическим статусом «изолированные». Это связано с тем, что эти дети пополнили ряды «предпочитаемых», таких детей стало 14 (58%). Популярных детей в коллективе дошкольников стало 6 (25%).
Слайд № 25
Наблюдение в свободной деятельности показали следующее: ярко выраженной инициативностью обладают 13 детей, то есть 54% дошкольников, принявших участие в эксперименте. Эти дети легко идут на контакт со сверстниками, активно с ними взаимодействуют, сами организуют игры, собирают детей на игру. У 9 детей (37%) обследуемой группы инициативность проявляется ситуативно. У 16 детей (65%) на этапе контрольного среза наблюдались ровные эмоционально устойчивые взаимоотношения со сверстниками, они охотно общаются, легко идут на контакт, иногда проявляют собственную инициативу, но специально не стараются обратить на себя внимание сверстников. Высокой чувствительностью к воздействиям сверстников стали обладать 8 детей (35%).
Наблюдение за игровой деятельностью детей показало, что дошкольники предпочитают играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры.
Слайд № 26
При сравнении показателей констатирующего и контрольного экспериментов, мы видим, что в группе произошли изменения, и показатели сформированности навыков общения повысились.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что, если в дошкольном учреждении создать условия для эффективного общения детей, то можно развить общение со сверстниками дошкольника, которое во многом зависит от статусного положения каждого члена группы.