Татьяна Кузнецова
Методическая разработка на тему: «Пальчиковая гимнастика в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
План
I.Введение
II.Практическая часть
А) Задачи, выбор методики И. А. Лыковой
Б) Этапы разучивания потешек
В) Знакомство с куклой би-ба-бо
Г) Советы родителям
III.Вывод
I.Введение
У детей раннего возраста плохо развиты двигательные навыки пальцев и руки. Движения у них неловкие, неуклюжие. При неудаче они могут капризничать или просто потерять интерес.
Публикация «Методическая разработка на тему: „Пальчиковая гимнастика в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более точной и выразительной.
II. Практическая часть
На первом этапе работы я использовала методику И. А. Лыковой и поставила такие задачи:
1) Познакомить с фольклором, его содержанием, увлекательностью. Учить с помощью пальчиков изображать какое-то существо или его действия с помощью жестов, движения головы, рук, ног и туловища.
2) Познакомить детей и родителей с видами пальчиковых театров. Дать советы при проведении пальчиковых игр.
3) Познакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги – Васнецова Ю., Елисеева А., Рачева Е., Репкина П.
4) Познакомить детей с народной игрушкой (дымковская, семеновская, богородская) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщенной трактовки художественных образов.
Вначале работы я убедилась в том, что малыши знают главных персонажей в стихах, песенках и потешках.
Я показала детям игрушки и цветные картинки, чтобы малыши могли вспомнить (или узнать впервые) как выглядит то или иное животное, о котором рассказывается в потешке.
-Перед проведением пальчиковой игры убедилась в том, что у всех детей ручки теплые (предлагала похлопать ручками, потереть ладошки, подышать на них или согреть теплой водой под краном).
-При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читала или рассказывала медленнее, чем обычно, чтобы дети успевали показать движения, по мере освоения движения меняла темп.
-Тексты пальчиковых игр не только декламировала, но и пропевала на хорошо знакомую детям мелодию или просто под музыку
Затем предложила поиграть пальчиками. Показала на примере, как можно изобразить петушка (соединив кончики указательного и большого пальцев).
-Как петушок поет (в этом случае пальчики разъединяются)
-Как выглядят другие персонажи (курочка, цыпленок)
Затем я малышу дала самому попробовать показать, как поет петушок (бежит лисичка, поет дудочка, ветерок дует на снегирька и. т. д.) Постепенно усложняла и разнообразила движения. Давала возможность каждому малышу самому пройти весь «путь» потешки, изобразив его пальчиками.
После небольшой подготовки вместе с детьми показали необычный – пальчиковый спектакль.
Малышам было интересно рассказать потешку или спеть песенку, показать отдельную «картинку» или разыграть целый сюжет с помощью пальчиков.
Постепенно пальчиковую гимнастику я усложняла:
-читала первую строчку стихотворения, а малыш изображал действие.
-затем я читала следующую строчку, а малыш изображал новое действие и. т. д. Так мы разыгрывали всю потешку или песенку.
Также включала подобные игры и упражнения в ежедневные занятия с детьми раннего возраста. При этом не забывала, что жесты и движения нужно обязательно сопровождать словами-стихотворными, песенными, звукоподражательными и. т. д. Постепенно вовлекая детей в пальчиковые игры и спектакли. Дети лучше развивались, когда они успешны и чувстввали, что у них все получается. Малышей хвалила даже за самые маленькие успехи.
Следующим шагом моей работы было знакомство детей с куклой би-ба-бо.
Сначала показала ребенку возможность управления такими куклами. Надела куклу на свою руку или на палец. Показала детям над ширмой или на столе, спрятав руку под стол.
Моя «послушная» кукла могла перемещаться в ширме, здороваться, кланяться, задавать вопросы, петь песенки, рассказывать сказки или коротенькие истории. После первого знакомства дети очень скоро захотели поиграть с такой куклой. Подражая мне, малыши разговаривали с куклой и за куклу, рассказывали потешки, пели песенки.
Им еще было трудно управлять куклой, но простейшие движения они смогли изобразить
-наклонять куклу вперед, чтобы она поздоровалась и поклонилась,
-приподнимать и опускать, будто кукла пляшет или прыгает.
-перемещать в ширме или над столом, чтобы показать, как кукла идет или бежит (изменять не только траекторию, но и темп движения).
-покачивать из стороны в сторону – кукла удивляется или сердиться.
-наклонять вправо-влево, чтобы передать разные состояния (кукла хочет спать, поет, идет вперевалку)
- не торопилась обновлять репертуар, новые игры вводила постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых.
С помощью систематических занятий, игр, упражнений и правильного педагогического подхода у детей мелкая моторика рук и пальцев показала хороший результат.
Такая игровая организация стимулировала их речевую активность, вызывала речевое подражание, а в дальнейшем организовывала настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Особая ситуация этих игр способствовала расширению активного и пассивного словаря ребенка.
В дальнейшем создала в группе предметную среду (мисочки, коробочки, разные виды крупы – фасоль, горох, резиновые игрушки, игрушки-пищалки, ленточки и шнурки разной толщины, кусочки поролона, бельевые прищепки и. т. д.)
Была проведена совместная работа с родителями по ознакомлению с пальчиковыми играми и их особенностями, а также было дано несколько советов.
III.Вывод
Используя в работе пальчиковые игры у детей раннего возраста развились согласованные движения обеих рук, а так же дифференцированные движения кистей и пальцев. Речь у детей стала более точной и выразительной. Пальчиковые игры оказали благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогли ему стать более самостоятельным и уверенным в себе, а также развили мышление, внимание, воображение.