Ирина Шульц
Консультация «Влияние игр-драматизаций на формирование нравственных ценностей в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Шульц И. Ю., воспитатель
МДОУ «Детский сад №24 с. Крутой Лог»
В формировании личности исключительно велико значение нравственного воспитания, которое не может быть ограничено возрастными рамками и продолжается в течение всей жизни человека. Дошкольный возраст - особый этап становления нравственной сферы личности. Этот период характеризуется повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. В дошкольном возрасте происходит приобщение детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества.
Темочки:
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, подражание взрослым, выводы, умозаключения и т. д. Двигаясь путём проб и ошибок, он может овладеть элементарными нормами и правилами жизни в человеческом обществе.
Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении нравственных ценностей. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна.
Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру, миру нравственных ценностей состоялась и прошла безболезненно. Успех решения данной задачи зависит от того, в какой мере правильно будут выбраны педагогически целесообразные средства и методы с учётом возраста, индивидуальных особенностей и иных условий воспитания ребёнка.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Среди других ориентиров обозначены нравственно-ценные : ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Работая в детском саду, мы четко понимаем, что игра в дошкольном возрасте - это ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения ребят.
Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации. Условием нравственного развития является формирование произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки в игровой деятельности.
Характерными особенностями театрализованных игр, по мнению Л. B. Артемовой, являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры-драматизации и режиссерские. Игры- драматизации представляют собой разыгрывание детьми литературных произведений (сказки, рассказы, стихи). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, – сюжетом игры. Несложно увидеть особенность игр-драматизаций : они имеют готовый сюжет, а, значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения.
В играх-драматизациях, разыгранных по сюжетам литературных произведений, заложен нравственный смысл, который дети усваивают, приобщаясь тем самым к нравственным ценностям. В дошкольном возрасте, по мнению Л. П. Стрелковой особое значение в присвоении нравственных ценностей имеют эмоции и чувства. Именно поэтому важным является отбор педагогически целесообразных средств и методов работы с детьми. Эффективными будут те из них, которые максимально затрагивают эмоциональную сферу ребенка. Кратчайшим путем донесения до души, до сознания ребенка нравственной сути тех или иных явлений, событий являются произведения искусства. Очень важно в дошкольном возрасте читать детям художественные произведения, разыгрывать по ним игры-драматизации. Их особая роль в формировании таких нравственных ценностей, как доброта, отзывчивость, сочувствие, любовь, забота, честность, дружба и др.
В нашем детском саду созданы все условия для развития детей в театрализованной деятельности: оборудована зона театра, в которой находятся: кукольный театр бибабо, настольный театр, театр масок, ширма для показа кукольного театра (легкая, удобная с занавесом для смены декораций во время спектакля, маски, костюмы для ряженья, музыкальные инструменты. Так же у нас есть уголок сказки и уголок уединения, где ребенок может побыть один, прорепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты в сыгранных спектаклях и д. р.
Подбор атрибутов находится в легкодоступном месте, соответствует возрасту детей и их игровым интересам. Где дети самостоятельно и при помощи воспитателя определяют место для «сцены» (ограждают, ставят ширмочки, создают игровую обстановку (готовят простейшие декорации, согласовывают свои действия друг с другом.
Мы разработали систему организации игр - драматизаций:
• знакомство с театром данного жанра, его устройством, профессиями работающих в нем людей через просмотр видеофильмов, презентаций, фотографий, картин.
• знакомство с текстом произведения;
• освоение выразительных средств передачи образа в данном жанре: мимика и движения в драматическом спектакле, речь и ритмопластика - в музыкальном;
• использование упражнений и этюдов с героями и элементами сюжета конкретной сказки;
• изготовление атрибутов и масок;
• организация самих игр - драматизаций: «Колобок», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Айболит», «Заюшкина избушка» и др.
Подготовительная работа к игре-драматизации включает в себя подбор текста, музыкальных произведений, просмотр мультфильмов по сказке, создание масок, атрибутов.
В игре дети превращаются в актеров, режиссеров и в сценаристов. Они озвучивают героев, придумывает историю, проживают то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, эмоции и чувства, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления, все это очень важно для формирования нравственных ценностей.
В заключении хочется сказать, что наши дети, играя в игры-драматизации, ориентированы на гуманный тип поведения со сверстниками и оказание помощи другому человеку. Кроме того, дети не только понимают переживания других людей, но и способны применять свои знания в повседневной жизни. Мы считаем, что включение игр-драматизаций в целостный педагогический процесс способствует формированию нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Авдулова Т. П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М. : Академия,2009.-208с.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1991.- 127с.
3. Стрелкова Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников : автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2003.-179с
4. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.