Светлана Аникеева
Развитие общения в раннем и дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Общение- это определенное взаимодействие людей, в ходе которой они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединение усилий для достижения общег результата.
Данная группа факторов, полученных в лаборатории в ходе экспериментальных исследований, касается развития коммуникативной деятельности после того, как она впервые появилась у детей где-то после 2 месяцев.
4 формы или стадии общения
1. Ситуативно-личностное (МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ)
2. Ситуативно-деловое (РАННИЙ ВОЗРАСТ)
Публикация «Развитие общения в раннем и дошкольном детстве» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
3. Внеситуативно-познавательное (МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
4. Внеситуативно-личностное (СРЕДНИЙ И СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Коротко остановимся на тех вопросах, которые возникают в связи с каждой из этих форм общения.
1 Функция эмоциональных проявлений в ситуативно-личностном общении
У младенца ситуативно-личностное общение имеет в своем развитом виде облик “комплекса оживления”, включающего в качестве компонентов сосредоточения на взрослом улыбку, вокализации и общее двигательное возбуждение. описанный комплекс выглядит как внешнее проявление удовольствия, радостных переживаний, испытываемых ребенком.
2 Роль взрослого партнера и предмета в ситуативно-деловом общении.
Обратимся теперь ко второй генетической форме общения – ситуативно-деловом. При анализе поведения детей раннего возраста
, для которых оно типично, поражает резкое изменение в расстановке акцентов по сравнению с тем, что наблюдается у младенцев.
Трех месячный ребенок, например, весь поглощен взрослым., тот составляет для детей центр их мира, на нем сосредотачиваются все интересы ребенка. Очень ярко этот факт проявляется в ситуации, когда взрослый показывает ребенку игрушку. Если вначале ребенок видит только взрослого, а потом помещает между собой и лицом ребенка игрушку, то младенец несколько секунд не видит игрушку, и продолжает с улыбкой глядеть на взрослого, как бы сквозь предмет. Лишь потом он внезапно обнаруживает игрушку, но чаще всего и после этого и не переключается на нее целиком. А переменно сводит глазные оси то на игрушку, то на взрослого.
Но проходит пол года и положение разительно меняется. Теперь ребенок поглощен предметом. Когда взрослый показывает игрушку ребенку. То у него немедленно просыпается интерес к этой игрушке.
Столь же резко меняется и отношение детей к ласке взрослого. Младенец бесконечно радовался ей, а ребенок среднего возраста испытывает в аналогичной ситуации смущение и пытается перевести внимание взрослого с себя на что-либо другое.
3 и 4 О развитии познавательной и личностной форм внеситуативного общения.
Очень часто приходится видеть познавательное внеситуативное общение у старших дошкольников, а личностную форму - у трехлеток, хотя и в упрощенном виде.
Далее обе эти формы общения отличаются внеситуативным характером и протекают в основном в речевом плане в форме высказываний, бесед, которые различаются главным образом своей тематикой.
Л. Б. Митева в 1975, Е. О. Смирнова в 1974,1975г. г. пытались выяснить, действительно ли познавательные и личностные формы внеситуативного общения появляются в онтогенезе последовательно, а не одновременно, и возникает ли познавательное общение раньше личностного. Эксперименты с детьми от 3 до 7 лет показали, что дело обстоит именно таком образом. По – видимому, личностное внеситуативное общение действительно представляет собой генетически более позднее образование, нежели Внеситуативно-познавательное. В опытах Смирновой выявилось еще одно чрезвычайно важное обстоятельств: способность ребенка к внеситуативно-личностному общению была связана с повышенной эффективностью его общения, по крайней мере в тех ситуациях. Где источником информации служил взрослый.