татьяна Крайнюхова
Место и роль логоритмики в развитии музыкальных способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью.
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
Публикация «Место и роль логоритмики в развитии музыкальных способностей старших дошкольников» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.
Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.
Проблемой изучения музыкальных способностей, музыкальной одаренности детей занимались К. Сишор, Л. Баренбойм, Б. Асафьев и др. Большой вклад в изучение музыкальной одаренности внес Б. Теплов, который сделал анализ своеобразия музыкальности у детей.
В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М. Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный, музыкальную память (кратковременную и долговременную, чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое).
Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей :
1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Таким образом, музыкальные способности развиваются в практической деятельности, в доступных детям дошкольного возраста музыкальных видах деятельности.
Логоритмика - система упражнений, заданий и игр, основанная на сочетании музыки и движения; музыки и слова; музыки, слова и движения; направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие фонематического слуха;
- развитие пространственной организации движений;
- развитие общей и тонкой моторики, мимики;
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- формирование артикуляционной базы звуков;
- развитие чувства ритма;
- развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
- развитие коммуникативных качеств.
Логоритмика осуществляется различными средствами:
Пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук
музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами,
играми со словом, движениями, песнями, инсценировками.
Средства логопедической ритмики представляют целую систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей. Раскованность и непринужденность, формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи путём воспитания ритма речи.
При проведении занятий с детьми особое внимание уделяют развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. Дети ещё не знают, как воспринимать музыку, как согласовывать с ней свои движения. Движения детей резки, быстры, порывисты и в то же время ещё плохо координированы.
Логоритмика уникальна по своему содержанию ведь в ее занятия включены различные виды музыкальной деятельности детей : пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
Пение включает в себя упражнения и попевки для тренировки переферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением.
Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.
Музыкально – ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т. д.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, а. знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функции детей. Методические приемы сводятся к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей.
Упражнения по логоритмике. Стихи с движениями для детей.
ЛАДОШКИ
Ладошки вверх (Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз (Переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок (Ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок (Зажимаем ладони в кулаки).
ЛАДЫ-ЛАДЫ
Ой, лады, лады, лады (Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды (Мотаем головой)
Часто умываемся(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся (Улыбаемся, разводим руки в стороны).
Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу.
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим (Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)
Мы капусту солим, солим (Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)
Мы капусту трём, трём (Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)
Мы капусту жмём, жмём (Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)
– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!
ЦВЕТЫ
Наши красные цветки (Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)
Распускают лепестки. (Пальцы расставляем в стороны)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Шевелим пальчиками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки. (Снова соединяем пальчики в «бутон»)
Головками качают (Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)
И тихо засыпают. (оединенные кисти рук подкладываем под голову)
МАШИНА
Би-би-би - Гудит машина. (Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук - Мотор стучит. (Хлопаем в ладоши)
- Едем, едем, едем, едем,Он так громко говорит. (Ритмично топаем ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу - Они шуршат. (Потираем ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та - Вперед спешат. (Показываем ручками, как крутятся колесики)
ДОЖДИК
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап. (Ритмично щелкаем пальцами рук)
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так. (Ритмично притопываем)
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш. (Ритмично потираем ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш. (Ритмично потираем ладонями о колени)
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук. (Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. (Хлопаем в ладоши)
ЛУЖИ
Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам. (Ритмично постукиваем ладонями по ногам)
Хлюп-хлюп-хлюп —Вода в ботинках. (Притопываем ногами)
Кап-кап-кап —Мне зонтик нужен. (Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)
Оп-оп-оп —Вода по спинке. (Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)
Буль-буль-буль —
Упала шапка. (Приседаем)
Ой-ой-ой, кругом вода. (Кружимся)
Да-да-да, себя так жалко. (Киваем головой)
Одевайтесь в дождь всегда!
Если у Вашего ребенка есть веснушки, то следующий стишок должен очень понравится маленькому любимцу солнышка.
ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. (Ритмично скрещиваем руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. (Плавно покачиваем руками вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (Потираем щеки)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. (Постукиваем пальцем по носу)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
НЕПОСЛУШНАЯ НЕВАЛЯШКА
Кукла неваляшка встала, не лежит.
Сильно раскачалась, весело звенит. (Ритмично покачиваемся из стороны в сторону)
Дили-дили-дили-дон —
Раздается всюду звон.
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.
Слышен Лены громкий плач. (Качаем «куклу» на руках)
Неваляшка все не спит,
Не ложится, не сидит. (Делаем наклоны туловища вперед)
Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Закрутилась вдруг волчком. (Кружимся)
Лена плакать перестала
И сама качаться стала. (Хлопаем в ладоши)
И напоследок, еще парочка важных моментов касательно упражнений по логоритмике. Для ребенка это не упражнения, а игра, взаимодействие со взрослым. Поэтому нужно дать ему время усвоить движения, не заставлять, а выполнять с хорошим настроением и с улыбкой!