Папки-передвижки

Педагогические условия развития художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр

Ольга Шилова
Педагогические условия развития художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр
▼ Скачать + Заказать документы

«Педагогические условия развития художественно-творческий способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр»

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

А. С. Макаренко

Дошкольный возраст – это возраст игры. Развитие игровой деятельности стало неотъемлемой составляющей организации жизни ребенка в детском саду. Для взрослых не секрет, что ребенок дошкольник любит петь и танцевать, что счастливые мгновения его жизни всегда сопровождает музыка. Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и построить, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности. Взаимодействие ребенка с музыкой связано с активностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности, вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими детьми.

Публикация «Педагогические условия развития художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» размещена в разделах

Музыка становится: - увлекательной игрой;

- источником обогащения опыта эмоциональных отношений, что позволяет строить социальные отношения в игре и общении;

- содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением содержания музыкальных произведений.

Неоспоримо значение игр в развитии ребенка, в игре формируются «все стороны души человеческой: его ум, его сердце, его воля» К. Д. Ушинский. И если говорят, что игры предсказывают будущий характер ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре проявляются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, следовательно, и на будущую судьбу. Стоит отметить, что именно в игре ребенок может в полной мере проявить свою инициативу, получить новый социальный опыт. В игре быстрее устанавливаются коммуникативные связи, развиваются умения, внимание и навыки ребенка. Так как игра является привлекательным видом деятельности, то эффект ее воздействия на развитие ребенка, становление его как личности исключительно высок. Игра выполняет активную информационно- коммуникативную роль в процессе общения между детьми во время совместного музицирования.

Игра – это деятельность, предполагающая соучастие и сотворчество, с ярко выраженной обратной связью между участниками игры. Присущий момент развлекательности усиливает мотивационную сторону игры, включает в ее процесс настроение праздника и радости.

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных действиях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально – учебные задания и, облеченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков. Музыкальные произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика складывается под влиянием других разделов воспитания – знакомство с социальным окружением, с природой и т. д.

Согласно словарю, глагол «играть» обозначает «забавляться, развлекать». Но на музыкальном занятии особое место занимает музыкальная игра, выполняя условия которой дети находятся в русле социальных музыкальных видов деятельности, изучая, осваивая и закрепляя их. Побуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность – способствуют музыкальные игры, в ходе которых ребенок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно – образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия.

Музыкальную игру можно определить как духовно – практическое действие, [/b]направленное на удовлетворение потребности ребенка в познании окружающего мира и собственного «я» на языке художественных образов. Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребенка музыкально – игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим составным компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действия ребенка.

Овладевая игровыми умениями дети сознательно участвуют в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных задач. Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей в следующих показателях:

- усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности;

- обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений;

- изменение характера игрового общения детей и педагога.

Участие старшего дошкольника в музыкальной игре требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

Современные технологии музыкального развития предполагают применять игровые методы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребенку – легко его усвоить. Игровая ситуация создает психологическую установку, настраивает ребенка на музыкальную деятельность.

Искусство и игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, обобщенное представление окружающей действительности, обязательное выражение отношения к происходящему и выявление личностного смысла. Играя, дети слушают нежную, ласковую песню, знакомятся с высокими и низкими звуками.

Музыкальные игры помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память. Сюжеты, образы музыкальных игр конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его пережить. Движения, органически связанные с музыкой, ее характером, способствуют целостному ее восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи. Для того, чтобы музыкальная игра могла выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.

Целостное восприятие музыкальной игры – восприятие единства музыки и движения. Сделать это сложно, так как игра предполагает действия многих участников и показ ее с музыкальным сопровождением почти невозможен. В этом случае педагог пользуется не только показом, но и словом, объясняя игру, то в образной форме, то в форме четких коротких указаний. Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Но наиболее целесообразный следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключении повторно звучит музыкальное произведение. Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх. Игры, имеющие развернутое действие, требуют своих способов и приемов. Можно применять показ характерного игрового движения: воспитатель двигается, одновременно музыкальный руководитель исполняет произведение. Однако, необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие – либо движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передавать это в движении.

Игра ребенка не есть простое воспоминание о прошлом. Это есть творческая переработка пережитых впечатлений, компоновка их и построение из них новой ситуации, отвечающей особенностям и возможностям самого ребенка. В игре ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее.

Творчество начинается в игре, и поэтому совсем не безразлично, играет ли изо дня в день девочка в одни и те же «дочки – матери», а мальчики - в «войну». Или на смену одним играм приходят другие, в которых ребенок выдумывает все новые повороты сюжета, принимая на себя разные роли. Неверно было бы думать, что игра – сугубо детское и развивается она по каким – то своим законам. В игры детей можно и нужно вмешиваться, чтобы придать им определенную воспитательную направленность. Ребенок должен сначала в игре научиться проявлять свою творческую инициативу, уметь организовывать, планировать и направлять игру. Игра подводит ребенка вплотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека,- к способности действовать полностью в плане представлений. Все творческие проявления ребенка следует поощрять. Это особенно важно для дошкольника, так как именно у него вся жизнь пронизана фантазией и творчеством.

Публикации по теме:

Педагогические условия развития театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте «Педагогические условия развития театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте» Особенности игр-драматизаций у детей младшего дошкольного.

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники «оригами» (из опыта работы) Как быстро летит время. И наши дети почти на пороге школы. Согласно ФГОС ДО, у выпускника детского сада к поступлению в школу должны быть.

Картотека игр и упражнений для развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности Уважаемые коллеги! Предлагаемый Вашему вниманию практический материал, представленный в виде комплекса игр и упражнений для развития творческих.

Мастер-класс «Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах» Конспект мастер-класса Тема: Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах Дата:.

НОД «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников» Дошкольное Структурное Подразделение МБОУ «СОШ №2 имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области» - Д/с «Почемучка».

Проект «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников»Проект «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников» Проект «Пластилинография - как средство развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников". Назначение: украшение интерьера,.

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей дошкольников Сообщение Психолого-педагогические основы развития творческих способностей дошкольников. Анализ развития творческих способностей во многом.

Консультация «Сказка — опера как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску нового содержания.

Театрализация дошкольников в рамках НОД как средство развития творческих и музыкальных способностей у детей Театрализация дошкольников в рамках НОД, как средство развития творческих и музыкальных способностей у детей. Искусство театра представляет.

Театрализованная деятельность как успешное средство развития музыкальных и творческих способностей дошкольников  Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр
Опубликовано: 12 августа 2018 в 14:27
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия развития художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шилова (УИ 570839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД