Марина Карпова
Мастер-класс. Традиционные и инновационные подходы к коррекции графо-моторной работы с детьми, страдающими нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс. Традиционные и инновационные подходы к коррекции графо-моторной работы с детьми, страдающими нарушениями речи
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с традиционными и инновационными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Марина Николаевна, я работаю учителем-логопедом в МБДОУ «Детский сад №10. Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой аудитории. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Публикация «Мастер-класс, Традиционные и инновационные подходы к коррекции графо-моторной работы с детьми, страдающими нарушениями речи» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
С прекрасным настроением мы начинаем мастер-класс «Традиционные и инновационные подходы к коррекции графо - моторной работы с детьми, страдающими нарушениями речи». В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро это проявляется в недостаточной готовности детей к систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к школьному обучению.
Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графо - моторного навыка. У дошкольников формирование графо - моторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.
Методы развития графо моторных навыков делятся на традиционные и нетрадиционные.
1. Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание, самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т. д.);
2. Игры с пальчиками(с речевым сопровождением и без сопровождения);
3. Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, и т. д. ;
4. Предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т. д. ;
5. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т. д.
6. Графические упражнения: штриховка, раскрашивание, работа с трафаретами, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек, и т. д. ;
Сейчас мы с вами выполним некоторые упражнения. Конечно, для нас взрослых, это просто потому, что все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто. Но детям это очень тяжело. Мы сейчас испытаем это на себе, мы будем штриховать левой рукой.
Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в быту. Эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Я также активно их использую. Познавательным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы.
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся:
1. Работа со штампами вырабатывает навык правильного захвата орудия письма и тренирует быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.
Ребенок берет штампы за ручку (щепоть напряжена, обмакивает в гуашь, встряхивает (рука расслаблена, с силой приживает штамп к бумаге (сильно напряжена, отрывает руку от бумаги (рука расслаблена). Чтобы интерес и продуктивность не исчезли, мы связываем работу с интересной сказкой и просим вывести героев из трудной ситуации («Дорожка для зверят», «Рябина для снегирей», «Цветы»)
2. Техника «Отрывание бумаги». Дети украшают картинку с помощью произвольного отрывания кусочков цветной бумаги («Домашние и дикие животные», «Облака», «Вода»).
3. Ниткография. Это выкладывание ниток по контуру рисунков, сделанных из бархатной бумаги или по контуру изображений, сделанных из нее. Цель – развитие глазомера, зрительной памяти, образного мышления.
4. Бисерография. Выкладывание картинки с помощью бисера, бусинок. Цель – развитие щепоти руки, воспитание усидчивости, внимания. Постепенно можно усложнить – выложить панно из отдельных бисеринок с помощью пинцета. Цель – работа с пинцетом в точности повторяет акт письма. Кисть находится в напряжении, когда ребенок сжимает концы пинцета, и расслабляется, когда концы пинцета разжимаются. Эти упражнения развивают большой и указательный пальцы (самые активные при письме).
5. Рисование солью. Дети посыпают солью рисунок, после высыхания соль пропитывается краской и получается объемный рисунок.
6. Простейшие виды оригами.
Подготовка руки к письму является одним из сложных этапов подготовки ребёнка к обучению в школе.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.
Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками.