Ирина Фёдорова
Педсовет «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой»
Цель: совершенствовать профессиональный уровень педагогов дошкольного образования в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.
Задачи:
• повышать уровень теоретических знаний педагогов;
• расширять представления педагогов об особенностях словесного искусства, его значении в развитии и воспитании личности дошкольника;
Публикация «Педсовет „Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
• углублять и конкретизировать знания воспитателей о методике работы с детской книгой;
• знакомить с современными подходами, технологиями в области работы с детской книгой;
• расширить диапазон практических навыков работы по данному направлению;
• способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.
Материалы: макеты яблок и лимонов из плотной бумаги, плакаты с нарисованными на них деревьями, фломастеры, скотч, карточки с вопросами для блиц-опроса, отрывки музыкальных произведений из цикла П. И. Чайковского «Времена года», аудиозаписи спокойной классической музыки.
Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, проектор, смарт-доска.
I. Вступление
- Рубеж 20-21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. В процессе образовательной деятельности по чтению художественной литературы происходит формирование целостной картины мира ребенка и развитие литературной речи, развитие умственных способностей, а именно мышления и воображения, формируется эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.
Дошкольники – слушатели, а не читатели. С художественным произведением их знакомит воспитатель, именно перед ним стоит важная задача – каждую сказку, каждый рассказ нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть замысел, увлечь чувствами, поступками, переживаниями героев.
Вопрос педагогам
Какие личностные качества, можно формировать у дошкольника средствами художественной литературы? Приведите конкретные примеры художественных произведений.
Методика «Фруктовый сад»
Цель: выявить потребности, ожидания и опасения педагогов.
Материалы: макеты яблок и лимонов из плотной бумаги, плакаты с нарисованными на них деревьями, фломастеры, скотч.
Участникам раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны.
Ведущий предлагает педагогам определить, чего они ожидают (хотели бы получить) от занятия и чего опасаются. В помощь предлагаются различные категории «ожиданий» (знания, умения, компетенции, личностные качества, формы и методы обучения) и «опасений» (недостаток знаний и опыта для предстоящей работы, стиль и способы обучения).
Свои ожидания участники записывают на яблоках, опасения – на лимонах. Фрукты размещаются на соответствующих деревьях при помощи скотча. Организатор озвучивает записи участников, а также свои цели, ожидания и опасения.
II. Теоретико-практическая часть
Работа с карточками «Эрудит»
Педагоги получают карточки, на которых указано то или иное личностное качество. Они должны объяснить, как это качество проявляется, вспомнить и назвать художественные произведения, в которых оно описывается. В ходе работы участники заполняют общую таблицу, которая выводится на экран.
Примеры приведены в таблице.
Качество личности Проявление качества Художественное произведение
Вежливость Умение здороваться и прощаться; употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините» Э. Мошковская «Волшебное слово», «Вежливый кролик»
Уважительность Умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери; не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать Е. Михаленко «В дороге»
Честность Умение говорить правду про себя в любой ситуации Л. Толстой «Косточка»
Совестливость Способность испытывать чувство стыда за свои поступки Л. Толстой «Два товарища»
Сострадательность Умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно В. Катаев «Цветик-семицветик»
Скромность Умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка»
Дружелюбие Позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку Сказки «Теремок», «Рукавичка»
…
«Выбери и обоснуй»
Педагоги приглашаются на выставку. На выставке предложены образцы новых форм печатной продукции: книжки-игрушки, книжки-поделки, книжки-задачники и просто иллюстрированная книга. Воспитатели делятся на подгруппы: «воспитатели групп младшего дошкольного возраста», «воспитатели групп среднего дошкольного возраста», «воспитатели групп старшего дошкольного возраста». Подгруппы должны выбрать наиболее эффективное издание в работе с детьми соответствующего возраста при ознакомлении с художественной литературой и обосновать свой ответ.
Задание педагогам
Обоснуйте положительные и отрицательные свойства каждого издания.
Блиц-опрос «Актуализация знаний»
Педагоги продолжают работать в командах, образованных в предыдущем задании. Ведущий предлагает командам выбрать по две карточки с вопросами. Дается время на обсуждение, после чего члены команды должны озвучить ответ.
Вопросы
• Что необходимо учитывать при выборе книги для чтения детям?
• В какое время лучше всего читать детям художественную литературу?
• Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?
• Надо ли детям объяснять незнакомые слова, если надо, то когда?
• От чего зависит структура занятия по художественной литературе?
• Какие литературные жанры вы знаете?
Терминологический диктант «Назови одним словом»
Групповая работа. Воспитателям предлагаются определения, на экран выводится перечень ключевых слов. Необходимо подобрать нужное слово к определению. В случае правильного ответа при клике мышкой слово «исчезает» :
- образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка);
- короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня);
- небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей, сопровождаются игровыми действиями (заклички);
- устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина);
- основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка);
- устное народное творчество, народная мудрость (фольклор);
- самый распространенный вид фольклора, предназначенный для расчета играющих (считалка);
- веселая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз (скороговорка);
- вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка);
- краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица).
Интерактивная игра «Найди пару»
Педагоги делятся на две команды. Одна команда получает карточки с высказываниями, другая – с определениями вида устного художественного творчества. Необходимо «найти свою пару».
Не краса красит, а разум. (пословица)
На дворе трава – на траве дрова. (скороговорка)
Солнышко, покажись, красное, снарядись!
Чтобы год от года,
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка. (закличка)
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под воротни лают ворота. (небылица)
Катя, Катя, Катюха оседлала петуха,
А петух заржал, на базар побежал. (потешка)
В некотором царстве, в некотором государстве … (сказка)
Ехала машина темным лесом
Зха каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С. (считалка)
Расскажу-ка я вам
Про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы,
Да про сражения,
Да про подвиги богатырские … (былина)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня. (загадка).
Жили-были дед да баба … (сказка)
Творческая гостиная
Педагоги продолжают работать в командах, образованных в предыдущем задании. Участники, прослушав отрывки из цикла П. И. Чайковского «Времена года», должны определить, какому времени года посвящено произведение, и вспомнить стихотворение о нем. Команда, участники которой назовут больше стихотворений, побеждает.
«Литературный театр»
Продолжается работа в командах. Импровизация с использованием доступных средств выразительности (мимики, жестов, движений). Педагоги должны показать:
- как волочить «тяжелый» ящик;
- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое;
- передавать друг другу веревку со словом «змея»;
- кубик со словом «мороженое»;
- пустую коробку, по очереди «вынимать» различные воображаемые предметы, действовать с ними (достать воздушный шарик, надуть его; развернуть и съесть конфету);
- кубик со словом «лягушка».
«Кодирование и декодирование»
Команды предлагают друг другу:
- схему-модель сказки;
- текст сказки, из которой «убежали» все существительные.
Участники команд должны декодировать предложенную модель и текст.
Рекламное агентство «Нетрадиционные подходы в работе с художественной литературой»
Команда предлагает к «продаже» настольные или дидактические игры (с указанием цели и описанием правил).
Весь подготовительный материал представляется таким образом, чтобы коллеги заинтересовались им и захотели его использовать на практике. Команды показывают значимость игр, простоту использования, высокую результативность применения.
Другая команда, прослушав рекламу, пытается отметить негативные моменты в предложенном материале и обосновать свои критические замечания.
III. Итоговая часть
Методика «Телеграмма»
Каждая команда получает по две карточки: на первой нарисована довольная рожица, на второй – грустная. Педагоги кратко (как в телеграмме) пишут на первой карточке, что им понравилось на педагогическом мероприятии, а на второй – что не понравилось. Пока звучит музыка, участники передают «телеграммы» по кругу. Когда музыка смолкает, «телеграммы» зачитываются.
В конце педагогического мероприятия необходимо вернуться к результатам «Фруктового сада». Всем участникам предлагается снять с «деревьев» свои «фрукты» с надписями ожидания, если они оправдались, и с надписями опасения, если не оправдались. В случае, когда остается висеть одно (или даже несколько фруктов, необходимо обязательно обсудить, что, по мнению педагога, заполнившего эту карточку, при проведении педагогического мероприятия не удалось, над чем следует еще поработать.