Светлана Ишмуратова
Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требования ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»
«Предметно развивающая среда –
это система материальных объектов деятельности ребёнка,
содержание его духовного и физического развития,
это единство социальных и предметных средств».
С. Л. Новоселова
Публикация «Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требования ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Известно, что именно среда может или тормозить развитие ребенка или стимулировать его развитие. Исследования показывают, что развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение, специальным образом организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.
На основании ряда документов: федерального закона «Об образовании», СанПиНа, Программы, которая реализуется в дошкольном учреждении, ФГОС и др., каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе.
Согласно закону «Об образовании» статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» п. 4 развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Статья 64 Дошкольное образование, п. 1 Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.
ФГОС содержит требования к предметно – пространственной среде.
1. Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности.
То есть предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей.
2. Гибкость игрового пространства.
3. Полуфункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей).
4. Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.
5. Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Поэтому вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов, в создании развивающей предметно пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС в нашем ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Так как организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Все групповое пространство в ДОУ распределено на центры : «Центры развития детей».
Для нравственно-эстетического развития детей в группах организован центр музыки и центр «Умелые ручки». В музыкальном центре подобраны музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные, музыкально-дидактические игры. В группе оборудовано место для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время.
Для развития у детей экологически грамотного, бережного отношения к окружающему в группах оборудован центр «Мы познаем мир». Здесь собраны комнатные растения, создана лаборатория для опытно-экспериментальной и трудовой деятельности детей.
За период пребывания в детском саду дети прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. В группах детского сада оформлены своеобразные центры – «Книжное царство». Одним из психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников является организация предметно-развивающей речевой среды в группе, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности.
Для нравственно-патриотического воспитания созданы центр «Милый сердцу уголок» куда входят: символика страны, родного поселка, альбом с фотографиями родного района, поселка, страны, литература по патриотическому воспитанию.
С целью знакомства с правилами дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортных происшествия оформлены центры “Светофорик”. Дети, под руководством педагогов, с удовольствием обыгрывают различные ситуации, приобретают опыт поведения на улице.
В детском саду имеются все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности детей: специально оборудованный физкультурный зал, где много ярких и удобных моделей современного спортивного оборудования на радость детям; пособиями для развития мелкой и общей моторики.
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим в группах созданы родительские центры, так как важное место в деятельности нашего дошкольного учреждения отводится работе с родителями. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания детей.
В результате работы организованная предметно-пространственная среда в группах имеет характер незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, структурно функциональна, адекватна программе ДОУ, творческому характеру деятельности воспитателей. Дети имеют возможность активно развиваться, усваивать информацию об окружающем мире в ходе различных видов деятельности. Разработанная нами предметно – пространственная среда отражает специфику детского сада; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей; обеспечивает высокий качественный уровень содержательной работы с детьми; способствует успешному развитию детей во всех сферах деятельности.