Татьяна Гущина
Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей : подходы к планированию работы с детьми. *
Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные образовательные стандарты.
Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса : в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа воспитателя
- Темочки
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
НОД в форме занятия имеют место быть только в старшем дошкольном возрасте, но это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. НОД (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, речевая, трудовая, двигательная, конструктивная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, общение восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности, продуктивная.
Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет ввиду не учебной).
Схема развития любого вида деятельности такова:
1)сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым,
2)затем в совместной деятельности со сверстниками
3) и становится самодеятельностью.
ФГОС ДО требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе:
-совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов);
в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности
и в самостоятельной деятельности детей.
Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Одно из требований программы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Сейчас не употребляется слово занятие. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
Скоролупова и Федина, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
Двигательная
• Подвижные дидактические игры
• Подвижные игры с правилами
• Игровые упражнения
• Соревнования
Игровая
• Сюжетные игры
• Игры с правилами
Продуктивная
• Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
• Реализация проектов
Речевая
• Беседа ситуативный разговор
• Речевая ситуация
• Составление отгадывание загадок
• Сюжетные игры
• Игры с правилами
Трудовая
• Совместные действия
• Дежурство
• Поручение
• Реализация проекта
Познавательно-исследовательская
• Наблюдение
• Экскурсии
• Решение проблемных ситуаций
• Экспериментирование
• Коллекционирование
• Моделирование
• Реализация проекта
• Игры с правилами
Музыкально-художественная
• Слушание
• Исполнение
• Импровизация
• Экспериментирование
• Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы
• Чтение
• Обсуждение
• Разучивание
Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.
«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1. свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2. организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Различают:
• непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
• совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
• совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Таким образом, необходимы существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей. Схематично изменения можно представить следующим образом (ТАБЛИЦА 1)
ТАБЛИЦА 1
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность осуществляемая в ходе
режимных моментов
1 2 3
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
(по О. Скоролуповой, Н. Фединой)
День недели/
Дата Образова-тельные области Совместная деятельность взрослого и детей
с учётом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Взаимодействие с родителями /
Социальными партнёрами
Непосредственно
образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
Групповая
Подгрупповая Индивиду-альная
1 2 3 4 5 6 7
Графы 3-4 – предполагают образовательную деятельность не сопряжённую с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми, это непосредственно образовательная деятельность, реализуемая через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию, с использованием разнообразных форм и методов работы.
Графа 5 – предполагает решение образовательных задач сопряжённых с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.
В графах 3-5 – указываются соответствующие формы работы с детьми (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, музыкально – дидактические игры, беседы, составление и отгадывание загадок, дежурство, поручения, наблюдение, экскурсия, экспериментирование, разучивание и т. д.). К каждой форме обязательно формулируются образовательные задачи двух и более направлений развития.
При планировании необходимо учитывать схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка.
Планирование воспитательно – образовательного процесса может быть представлено в других формах и видах.
* В подготовке материала использовались:
1. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155.
2. Статьи Нины Владимировны Фединой (руководитель Центра дошкольного образования Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании») и заместителя начальника отдела развития и нормативного регулирования общего образования Министерства образования и науки РФ Скоролуповой Оксаны Алексеевны.
Подготовила: старший воспитатель Т. А. Гущина 2014 г.