Ольга Васильева
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста. Инновационные подходы к формированию здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Дошкольное учреждение должно обеспечить детям возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
Публикация «Здоровьесбережение детей дошкольного возраста, Инновационные подходы к формированию здорового образа жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
В последнее время возросла актуальность поиска инновационных и более эффективных форм привития здорового образа жизни дошкольникам и их родителям. В качестве инноваций рассматривается любое новшество в области физического воспитания детей дошкольного возраста, так как это коррекция общего психического развития. Игровой метод придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Инновационными формами физического развития нашего дошкольного учреждения являются :
игрогимнастика;
игротанец;
игромассаж;
игротерапия.
Игрогимнастика. В этот раздел входят общеразвивающие, строевые, акробатические упражнения, направленные на укрепление мышц тела, становление осанки и формирование дыхательного аппарата детей. Педагог при выполнении упражнений с детьми использует веселые стихотворения и потешки, сопровождающие движения. Такие как: «У меня пропали ручки…», «все котятки мыли лапки…», «Тучка солнышко закрыла…» и различные импровизации под детские песенки.
Игротанец. В этот раздел входят элементы хореографических упражнений, танцевальные шаги, ритмичные упражнения в ритм с музыкой, музыкальные задания, игры. Ритмичные упражнения развивают координацию движений, быстроту реакции, ориентировку в пространстве - исправляет природные недостатки (сутулость, развернутость стоп, постоянно уделяется внимание технике: прямая спина, ходьба с правильным положением корпуса, легкость в беге, гибкость корпуса - общие требования на всех занятиях. Педагог разучивает с дошкольниками танцевальные движения, играя. Например: танцевальное движение называется «Петушки запели». Дети в красных шапочках с гребешком, сидят на коленках, руки под щёчку, «спят». Постепенно «просыпаются», потягиваются, встают на ноги. Под веселую музыку шагают на месте, энергично взмахивая руками и руками изображают игру на дудочке. Затем ходят врассыпную по залу как петушки (высоко поднимая ногу согнутую в колене и разводя руки – «крылышки» в стороны, припевая слова «Кудах – тах – тах…» - машут руками согнутыми в локтях, кулачки перед грудью (маленькие крылышки). «Ку – ка – ре – ку…» - хлопают, выполняя «пружинку», «ку – ка – ре – ку…» - поочерёдно выбрасывают руки вверх, растопырив пальчики.
Игромассаж формирует у детей навыки собственного оздоровления, сознательного стремления к здоровью. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Педагог с детьми проводит самомассаж точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги. Это прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме. Вот например такие упражнения для игрового самомассажа лица:
• «Краник, открывайся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.
• «Носик, умывайся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.
• «Умывайтесь оба глаза!» - нежно проводим руками над глазами.
• «Умывайтесь ушки сразу!» - растираем ладонями уши.
• «Шейка быстро умывайся!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.
• «Хорошенько вытирайся!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.
• «Щечки вытираются!» – аккуратно поглаживаем щеки.
• «Вся грязь смывается!» - трем ладошки друг о друга.
Игротерапия. Игровой терапией называют психотерапевтические направления, использующие игрушки и игру. Это и отдельный вид психотерапии, представленный различными направлениями, и обычные игровые занятия психолога в детском саду. Что бы мы ни понимали под этим загадочным словом «игротерапия», каждый раз, когда мы включаемся в
игру ребенка с целью способствовать его развитию или помочь в преодолении психологических трудностей, мы занимаемся именно игротерапией. И это лучшее, что можно применить из психотерапии к детям дошкольного возраста. Стоит отметить, что сегодня существует множество видов игротерапии, к которой относят и сказкотерапию. Игротерапия и сказкотерапия, в буквальном смысле слова означает лечение игрой и сказкой. Педагог моделирует ребенку истории, повторяющие жизненные ситуации и совместно обыгрывают их, используя те или иные игрушки, картинки. А так же заканчивают рассказ начатой сказки и сочиняют новые. Ребята с помощью грубой интонации голоса произносят слова страшных героев, с помощью мягкой интонации изображают положительных персонажей. Дошколята погружаясь в волшебный сказочный мир, играют, путешествуют, импровизируют, не задумываясь о том, что таким образом становятся здоровее психически и физически.
Хотелось бы отметить, что ребенок будет расти здоровым и крепким только тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения.