МААМ-картинки

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

Лариса Самодаева
Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение компетентности логопедов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи:

• Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.

Публикация «Мастер-класс „Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах

• Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре.

• Выяснить образовательные потребности логопедов в вопросах речевого развития.

• Познакомить педагогов и с разными видами театров.

• Научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных пособий.

Участники: учителя - логопеды.

Форма проведения: мастер - класс.

Методические приемы:

беседа, продуктивная деятельность логопедов, диалог, театрализованная игра, анализ результатов.

Ход мастер - класса :

1. Приветствие

Слайд1 2

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас на мастер-классе.

2. Основная часть

Работая длительное время с детьми с ОНР в группе компенсирующей направленности понимаешь, что зачастую традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач.

Поставленные звуки очень долго и трудно вводятся в обиходную речь. Очень сложно работать над интонационной выразительностью речи. Эмоциональность, мимика у многих детей развита недостаточно. Дети скованны, зажаты, закрыты для общения. Связная речь формируется с запозданием.

Мне хотелось бы видеть не только чистое произношение звуков наших детей, но чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи. Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и взрослыми.

Этому способствует, театрализованная деятельность.

Как вы думаете, что наши дети любят делать в детском саду? (Ответы).

Совершенно верно вы подметили, что наши дети много играют. Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности в детском саду.

Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в неё.

Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как пластилин.

Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.

Основные направления работы в театрально – игровой деятельности : Слайд 3

1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем, как им тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому, конечно же, не очень целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок, столкнувшись с непосильной для него задачей, может наоборот замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющим нарушения речи.

2.1. Первый этап – подготовительный Слайд 4

Здесь мы показываем и учим средствам выразительности, с помощью которых дети могут показать свои эмоции, а также позволяют более раскрепощенно общаться друг с другом. Этот этап хорош ещё тем, что, несмотря на то, что речевые возможности детей на недостаточном уровне, дети могут общаться друг с другом, используя весь арсенал выразительных средств (мимика, жесты).

Я использую в своей работе:

- мимическая гимнастика;

- психогимнастические игры;

- игры – пантомимы

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- Предлагаю участникам мастер-класса задания, направленные на развитие мимики, эмоций, пантомимики.

1. Театр «Мимическая гимнастика»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Передавалки»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Угадай, что изображаю»

2. Театр «Эмоций"

Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким. Сейчас только нужно вспомнить наших знакомых гномов. Какую эмоцию вы видите на лице каждого гнома?

Изображения гномов: грустного, весёлого, злого, удивлённого, испуганного.

Называют эмоцию, а затем рассказывают стихотворения, передавая эмоции голосом, мимикой.

3. Игра-пантомима «Жадный пес»

Логопед читает текст, дети имитируют движения по тексту:

4. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

а) Скажите так, чтобы Вам поверили, что приехал цирк.

б) Произнесите фразу «Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела» (укоризненно, ласково).

в) Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.

Рано – рано выпал снег.

Удивился человек:

- Это снег? Не может быть!

На дворе? Не может быть!

На траве? Не может быть!

В декабре? Не может быть!

Неужели это снег?

Не поверил человек.

2.2. Второй этап – использование театрализованных игр на логопедических занятиях и в свободной деятельности Слайд 5

На этом этапе мы ставим перед собой задачи:

• Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.

• Совершенствовать артикуляционный аппарат.

• Развивать пальчиковую моторику.

• Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.

• Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.

Рифмовки – трудноговорки/скороговорки на развитие дикции

Будет бык, копыта будут. Бык тупогуб, не дуй-ка губ.

Дом у дуба, у дуба Люба нам глядеть на Любу любо.

Добавить слово по рифме

Съел Сережа на обед, целых пять больших (сосисок, блинов, котлет).

Я надел большую шляпу, чтоб похожим стать на (Бармалея, папу, Боярского).

Развивать пальчиковую моторику.

- Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.

Игры с бусами.

Это упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. (Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, длинные.)

«Бусы и шкатулочка»

«Узоры»

«Рисуем бусами»

Логоритмика с логопедами

(речевая игра с движениями и элементами театрализации)

Ай, дили, дили…

Работая с детьми с ОВЗ мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание детей, многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к процессу обучения, несмотря на многочисленные приемы, которые мы используем на занятиях (смены видов деятельности, подвижные речевые игры, физминутки) всё равно дети устают и не усваивают предлагаемый материал. А нам надо достигнуть определенные цели, научить, дать знания, умения. Поэтому в занятия можно включать театрализованные игры, которые очень разнообразны.

2.3. Третий этап - инсценировки, драматизации Слайд 6

Игра-драматизация:

• Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

• К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей научилось владеть выразительными средствами языка, понимают, как можно использовать полученный ранее опыт.

Игра-драматизация оказывает:

Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

• Способствует самопознанию и самовыражению личности;

• Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и развитию речи, как игра-драматизация.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение.

Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Поэтому использование в работе театрализованных игр способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической, диалогической речи детей, что становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик»

Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.

Мы должны, отгадав загадки, узнать, какие костюмы спрятаны в сундуке, а по костюмам догадаться название сказки, которую мы, как настоящие артисты, сможем сыграть.

"Театра загадок"

2.4. Виды театров, используемые в работе. Слайд 7

Пальчиковый театр

• Способствует развитию речи, внимания, памяти;

• формирует пространственные представления;

• развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

• повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

• Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок или магнитный театр

• Развивают творческие способности;

• Содействуют эстетическому воспитанию;

• Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

• Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Конусный театр

• Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

• Сопровождать движения пальцев речью;

• Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

• И магнитный и настольный театр, театр картинок использую на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

Театр на перчатке

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

• Помогает справиться с переживаниями, страхами;

• Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

Театр кукол Би-ба- бо.

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Театрализованная деятельность Слайд 8

• Развивает двигательную активность;

• Расширяет знания об окружающем мире;

• Позитивно влияет на эстетическое чувство;

• Влияет на речевую активность ребенка;

• Закладываются основы нравственного воспитания;

• Является основой для развития творческих способностей;

• Прививает устойчивый интерес к литературе;

• Способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми.

2.5. Практическая деятельность (изготовление слона). Слайд 9

Логопеды выполняют задание, используя схему)

Слон трубит на всю округу –

У него благая весть,

И трубу ему не надо,

Потому что хобот есть!

3. Заключительная часть. Подведение итогов

Уважаемые коллеги, вот и подошла к концу наша встреча.

Несколько слов напоследок:

Театральная деятельность формирует выразительность речи ребёнка, интеллектуальность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Вы принимали активное участие в играх, упражнениях, активно участвовали в совместном творчестве, высказывали свою точку зрения.

А на прощание я попрошу вас оставить свои впечатления от нашей встречи в творческой форме, используя фломастеры и стикеры (Под музыку).

3.1. Рефлексия «Маска» Слайд 10

- Всем участникам и гостям нашего мастер-класса :

"Я хорошего желаю настроения,

И свечения волшебного в глазах!

Пусть счастливым будет каждое мгновение,

Каждый день пусть будет в чудесах!

Публикации по теме:

Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский.

Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников Суть логоритмики и ее польза для детей имеющих речевые нарушения. [/b] Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Метод массажа в коррекции речевых нарушений Метод массажа в коррекции речевых нарушений. Логопедический массаж, как один из методов коррекционно – педагогического воздействия при ряде.

Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками»Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками» Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений. Массаж ложками. Еще одним из из нетрадиционных приемов коррекции речевых нарушений является.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Театрализованная деятельность как средство коррекции детей с ЗПР Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, успешным, довольным… Но что делать, если ребёнок – особенный? Если с самого раннего.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР» Слайд 2 Федеральные государственные.

Театрализованная деятельность как средство развития речевых и творческих способностей детей Никулина Д. В., воспитатель МБДОУ №31 «Колокольчик» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и речевых навыков детей ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»
Опубликовано: 2 января 2018 в 18:40
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Самодаева (УИ 404063) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД