Алла Ануфриева
Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР»
Слайд 2
Федеральные государственные образовательные стандарты раскрывают направления в организации коррекционной деятельности учителя-логопеда. В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей:
- лексической стороны, - грамматического строя речи,
Публикация «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
- произносительной стороны речи, - связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности,
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству. В том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Слайд 3
Хорошим стимулом для развития и совершенствование речи является театрализованная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора. Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у дошкольников с ОНР мною была выбрана театрал-я деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
ОНР у детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение средств общения. И именно театрализованная игра является такой ситуацией, когда даже самые необщительные и скованные дети легко вступают в речевое общение и раскрепощаются.
Слайд 4
Главной целью использования театрализованной деятельности в работе с детьми является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков) развитие познавательных способностей
2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков.
3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи
4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи
5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
6. Формирование у дошкольника устойчивого интереса к художественной литературе и театру; развитие творческих способностей, речи и игровой деятельности детей посредством театра.
Слайд 5
В логопункте нашего детского сада создан театрализованный уголок, в котором использую следующие виды тетра: пальчиковый театр, театр картинок и игрушек, настольный плоскостной театр, театр би-ба-бо, ростовой театр, игра-драматизация
Слайд 6
Театрализованные игры проходят поэтапно.
На первом этапе выполняются игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
На втором этапе вводятся игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На третьем этапе включаю игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, рассказывать стихи. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Таким образом, переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
На четвертом этапе переходим к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети разыгрывают текст как актеры.
Подготовка к драматизации включает в себя:
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выво 1. Ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей - обязательно считаясь с личными пожеланиями.
1. Обогащение словаря. 2. Разучивание текста. 3. Изготовление атрибутики.
4. Подбор музыкального сопровождения.
5. Совершенствование актерской игры с использованием выразительных средств театрального искусства (мимика, жесты, походка, голосовое исполнение)
Слайд 7
Пальчиковый театр представлен маленькими куклами разных персонажей. Часть пальчиковых кукол связано и сшито руками родителей.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Слайд 8
Театр картинок на тросточках удобен в обращении. В театре игрушек использую любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.
Действуя с различными картинками и игрушками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Слайд 9, 10
Настольный плоскостной театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью;
Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
В марте дети подготовительной группы выступили со сказкой «Волк и семеро козлят» перед детьми других групп.
Слайд 11, 12
Театр бибабо – самый популярный вид детской театральной деятельности. Дети закрепляют умение правильно надевать куклу на руку, манипулировать куклами. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. С удовольствием разыгрывают потешки, сценки из сказок.
Слайд 13, 14
Ростовой театр
Ростовая кукла позволяет ребенку быстро перевоплотиться в ту или иную роль. Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
Формирует творческие способности, артистизм.
В апреле 17г перед детьми подготовительной группы было разыграно театральное представление с ростовыми куклами «В гостях у Василисы и Матвея» для детей младших групп.
Слайд 15, 16
Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности это драматизация. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация. Дети с удовольствием разыгрывают сценки из сказок, выступают на утренниках и вечерах развлечениях. Драматизацию сказки «Колобок» мы с детьми готовили два месяца и в мае представили ее зрителям (родителям, детям д/с).
Слайд 17
Драматизация требует предварительной тренировочной работы. Это — маленькие этюды, в которых происходят события в предполагаемых условиях: ссора, встреча, знакомство, угощение, разговор по телефону и т. д. Это этюды на основные эмоции: грусть, гнев, радость, удивление, страх; или на пять органов чувств: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Например, почувствовать какой горячий колобок, только что вынутый из печи.
Слайд 18
К каждой театрализованной постановке подбираем костюмы, маски, декорации. Большую помощь оказывают родители.
Слайд 19
Мною составлена картотека театрализованных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.
ВЫВОД С уверенностью могу сказать, что использование театрализованных игр в коррекционной логопедической работе с детьми оправдала себя: дети с логопедическим заключением ОНР стали более раскрепощенными, открытыми, улучшилась речь и взаимопонимание между детьми.