Кабзарь Вера
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна
Кабзарь Вера Анатольевна, воспитатель дошкольного образования
ГУО «Санаторный ясли-сад №13 г. Мозыря»
Цель мастер-класса: способствовать формированию у педагогов представлений о значении различных художественных материалов и техник в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить педагогов с художественными техниками и материалами детского дизайна.
• Закрепить теоретические знания в практической деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2020
• Содействовать осознанию участниками мастер – класса значимости приобретенного опыта.
Оборудование: кисточки, клейстер, ножницы, клеёнчатые подложки, салфетки для декупажа, бумажные тарелки, влажные салфетки, подставки для кисточек, пайетки, глиттер сухой, глиттер на клеевой основе, бисер,самоклеящийся декор, кружева, атласные ленты.
Структура мастер-класса:
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть – актуализация темы.
3. Практическая часть – занятие с педагогами с показом художественных техник детского дизайна.
4. Рефлексия – итог мастер-класса.
Ход мастер-класса:
1. Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно
2. Теоретическая часть.
Дизайн (англ. design – проектировать, конструировать) – это преобразование окружающей среды, вид деятельности, направленный на преобразование, создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека [5,с. 5].
Детский дизайн – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества : рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Детский дизайн можно рассматривать в нескольких направлениях:
- дизайн интерьера (сочетание эстетического, внешнего вида и функциональности элементов интерьера современной квартиры, детского сада);
- дизайн предметов бытового назначения (удобная и красивая одежда, обувь, ткани, игрушки);
- дизайн упаковки и печатной продукции (конверты, закладки, обёртки конфет, коробки для кондитерских изделий).
Для расширения представлений воспитанников о свойствах различных материалов и формирования навыков и умений при работе с ними в дальнейшем (для воплощения своих замыслов) использовала следующий художественный материал:
1. Бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами : штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, конструирование отдельных поделок из салфеток, бумаги и картона.
2. Природный материал: аппликации из листьев, ваты, семечек, аппликация природными сыпучими материалами (опил, создание объемных поделок из шишек, каштанов и другого природного материала.
3. Бросовый материал: аппликации из упаковочного картона; создание объемных поделок из пластиковых крышек, футляров от шоколадных яиц, пуговиц, палочек от мороженого, фантиков от конфет; работа с фольгой.
4. Ткань и другие волокнистые материалы: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету, кружево.
В своей работе я использую различные художественные техники детского дизайна, с которыми хочу вас познакомить (особенности
выполнения работы) :
1. Пластилинография – техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе.
2. Бумагопластика – вид декоративно-прикладного искусства, который заключается в моделировании из бумаги объемных композиций на плоскости и фигур за счет таких качеств бумаги как пластичность и способность сохранять заданный объем
3. Торцевание – создание объёмных картинок, декоративных элементов интерьера, открыток. Занятия торцеванием способствуют развитию у детей фантазии, творчества и сообразительности.
4. Паттерн – набор элементов в дизайне, повторяющихся в определенном порядке. Занятия в этой технике дают огромное поле для творчества — чередовать в определенной последовательности можно все что угодно.
5. Декупаж - аппликация из трехслойных салфеток. Рисунок на салфетке вырезается, снимается два слоя, прикладываются на поверхность и поверху промазываются клеем. 3D аппликация или объемная (можно использовать цветы из салфеток).
Сегодня хочу подробнее остановиться на технике Декупаж. Декупаж берет свое начало в Китае XII века. Именно там крестьяне использовали тонкую бумагу для украшения аппликациями своего дома, мебели, аксессуаров. Но наибольшего расцвета техника аппликаций достигла в XVII веке в Европе. В то время в моду вошла восточная роскошь, а вместе с
ней и мебель, инкрустированная узорами в китайском или японском стиле.
Стоили подобные предметы очень дорого, и позволить себе покупку такой мебели мог далеко не каждый. Вот тогда местные умельцы нашли способ
«удешевить» мебель. Они вырезали фрагменты восточных узоров или картин известных художников и наклеивали на поверхность мебели. А чтобы не было заметно разницы между оригиналом и подделкой, покрывали мебель большим количеством слоев лака, число которых доходило до 40. Стоит ли говорить, что такие предметы интерьера стоили намного дешевле и поэтому пользовались спросом.
Но вот парадокс: в нашем XXI веке мебель, декорируемая подобным способом, встречается редко, да и цена ее очень высока. Однако в далеком XVII веке лаковая техника, как ее окрестили мастера, быстро завоевывала Европу. Появилась даже мода расписывать стены методом приклеивания бумажных рисунков.
В XVIII веке декупаж поднимается до высот настоящего искусства. В английских домах появляются комнаты, полностью украшенные аппликациями с изображениями европейских городов. Однако в Викторианскую эпоху техника резко меняет свой стиль. Теперь в моде наложенные друг на друга в хаотичном порядке изображения цветов, фигурки ангелочков и купидонов. В промышленных масштабах выпускается недорогая бумага с напечатанными коллекциями картинок для вырезания. Декупаж теперь проникает в каждый дом и к середине XIX века увлечение становится массовым.
3. Практическая часть.
Для того чтобы наша работа была более продуктивной, предлагаю объединиться за одним столом. (Разделяю на подгруппы).
Сегодня, уважаемые педагоги, мы с вами будем выполнять работу в технике декупаж, с помощью салфеток для декупажа, самоклеящегося декора, пайеток сухого глиттера и глиттера на клеевой основе.
Я использую приём – выполнение действий по картам последовательности.
Показать приёмы. Объяснить способы работы.
Выполнение работы под музыкальное сопровождение. Во время работы даётся полезные советы.
Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования художественных техник детского дизайна, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Мастер-класс подошёл к концу. Вы вернетесь к своим воспитанникам.
-Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня?
- Что вы узнали полезного для себя на этом мастер-классе?
- Что вам хочется отметить особо?
(слушатели высказывают своё мнение)
Уважаемые слушатели, прошу вас выполнить рефлексию по методике
«эмоциональное письмо» :
- Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно и всё удалось, если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзинку положите улыбающееся личико.
- А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то выберите грустное личико.
Благодарю вас за сотрудничество! Творческих вам успехов!
Источники:
1. Дизайн в детском саду : примерное перспективно-календарное планирование / сост. Т. А. Кругленя. – Минск: Зорны верасок, 2017.– 39 с.
2. Комоед, Н. И. Дизайнерская деятельность дошкольников / Н. И. Комоед – Мозырь «Белый ветер», 2011. – 70 с.
3. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. институт образования, 2019. – 480 с.