Пилецкая Нина Васильевна
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса «Логоритмика как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»
С целью и задачами вы можете ознакомиться на слайде.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Логоритмика как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Ни для кого не секрет, что в последнее время стремительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Речевая патология в свою очередь влияет на качественную подготовку детей к обучению в школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Задача современного дошкольного образования - своевременная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения.
Сегодня, в работе детского сада и в дальнейшем в школе предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
Почему – логоритмика? В чем ее смысл? Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика связывает воедино речь, музыку и движения.
ОНА ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ следующие элементы, многие из которых вы уже используете в своей педагогической деятельности…
Утренняя гимнастика и гимнастика после сна с речевками и звукоподражаниями.
Пальчиковая и дыхательная гимнастика с применением разнообразных движений или музыки.
Музыкально-ритмические игры и игры с применением музыкальных инструментов.
Проговаривание потешек, поговорок, чистоговорок с применением разнообразных движений или музыки.
Подвижные игры, хороводы с пением.
Коммуникативные игры и танцы.
Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами (сказки-шумелки, поэтическое музицирование)
Разучивание песен и стихов, сопровождаемые движением рук.
И сегодня я Вам предлагаю окунуться в мир логоритмики…
Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений. С ее задачами вы так же можете ознакомиться на слайде.
Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.
А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).
То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
Виды упражнений
Логоритмические упражнения довольно разнообразны.
Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы.
Важное значение в логоритмике имеет правильное речевое дыхание которое обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Чтобы выполнить этого упражнение необходимо руки положить на область диафрагмы, выдохнуть остатки воздуха. Плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш.»
Следующее упражнение на развитие дыхания.
ПЕСЕНКА ВЕТРА
Необходимо так же, положить руки на диафрагму, носом вдохнуть полную грудь воздуха, при этом плечи не должны подниматься вверх, а живот надуваться. На выдохе произносим любой звук или звукосочетание. Давайте будем произносить звук А.
Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:
“Поиграем”
Раз-два-три-четыре-пять
Улыбнемся мы опять! (улыбаемся)
Раз-два-три-четыре
Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)
Вдруг попрыгали лошадки, (цокаем язычком)
Поиграли с нами в прятки (прячем язык за зубами)
И лягушку повстречали, (растягиваем губы в улыбке)
С ней мы в «часики» сыграли. (двигают языком вперед-назад).
Для развития силы голоса.
«Сосчитай свечки на торте»
Требуется сделать полный вдох, а на выдохе произнести с увеличением силы голоса: «Одна, две, три, четыре, пять — ура!»
Так же для развития силы голоса можно использовать такой прием: петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники. Говорить тихо, как маленькая собачка, или громко, как большая собака (следите, чтобы ребенок говорил громко, но не кричал).
Игры и упражнения для развития высоты голоса
Игра «По ямкам, по кочкам.».
На волнистой дорожке в ямке живет низкий звук «А», а на горке высокий звук А. Произносить на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук А)
Следующая игра для развития высоты голоса.
Игровое упражнение «Капельки»
Большая капелька капает-КАП (низким голосом). А маленькая-кап (высоким голосом) Спой песенку.
Следующее упражнение на активизацию внимания и памяти такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти. Давайте мы все вместе встанем. Когда вы слышите тихую спокойную музыку – хлопайте, а когда громкую – топайте.
«Топаем хлопаем»
Упражнения на развитие чувства темпа и ритма
«Назови свое имя»
Сейчас давайте некоторые из вас попробуют прохлопать свое Имя, я начну Ни-на. По очереди хлопают- «тактируют» имена.
Музыкально ритмическая игра «Повтори ритм»
А теперь когда зазвучит музыка, попробуйте поймать ее ритм и воспроизвести. Можно хлопать в ладоши, топать, щелкать пальцами и тд.
Молодцы, вы справились с задачей!
В своей работе я так же активно использую серию занятий «Музыка с мамой» Екатерины Железновой которая завоевала популярность далеко за пределами РФ. Авторы цикла – опытные педагоги с музыкальным образованием, которые знают, как заинтересовать ребенка обучением. Игровые занятия легко вписываются в повседневную жизнь ребенка.
«Автобус»
-Коллеги, сегодня вы наглядно увидели логоритмические игры и активно их использовали в процессе мастер класса. Нам это мероприятие показало, как легко и просто можно в игре развивать речь у дошкольников. Если регулярно использовать такие приемы и методы в работе, то у детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:
• четкое произношение;
• хорошую артикуляцию;
• правильное речевое дыхание;
• и многое другое.
Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей.
Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.
На этом у меня все. Спасибо за внимание!