Елена Титова
Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика как средство коррекции речи
Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой в последнее время. По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитая речь не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Логоритмика как средство коррекции речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
К сожалению, большое количество уже при рождении имеют различные врожденные психические и неврологические заболевания, которые провоцируют недоразвитие речи.
В норме овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 5 годам. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин. И как правило, это дети, так называемой, «Группы риска» по речевой патологии, с различными неблагоприятными факторами развития. Это дети, имеющие органические поражения ЦНС разной этиологии; недоношенные и маловесные дети; дети, рожденные с асфиксией при родах; с нарушениями в анатомическом строении речевого аппарата; имеющие соматические. генетические, хромосомные заболевания; инфекции; тяжелые роды матери (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи). А также отсутствие адекватных педагогических условий, депривация, что немаловажно для полноценного развития. А своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. И поэтому вопрос о развитии речи ребёнка является особо важным на пути становления его личности. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться серьезной проблемой.
И если говорить о раннем возрасте, то на третьем году жизни речь ребенка становиться доминирующей линией развития. У нормально развивающихся детей быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Что нельзя сказать о детях с ограниченным словарным запасом, которые достаточно ярко выделяются среди своих сверстников.
Главной особенностью речи детей с ЗРР является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря. Коррекционная работа с такими детьми зависит от степени задержки речевого развития и применяемых методик.
В логопедической практике используются различные методики и приемы «запуска речи неговорящих детей». И одним из эффективных методов преодоления речевых нарушений является логоритмика.
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Впервые методические рекомендации по её проведению были разработаны В. А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода». (Гринер В. А. «Логопедическая ритмика для дошкольников». М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодичности голоса, его интонационной окрашенности и умения координировать в единое целое пение, речь и движение.
Логоритмика оказывает положительное влияние на общий тонус, на моторику, настроение. Развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память, развивает зрительное восприятие и слуховое внимание, развивает ритм.
В системе логоритмической работы с детьми раннего возраста можно выделить два направления:
1. воздействие на неречевые процессы:
• совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса;
• развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2. речевые процессы:
• развитие дыхания, голоса;
• выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
• развитие артикуляционной и мимической моторики;
• координацию речи с движением;
• воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
К коррекционным задачам логоритмики относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Все упражнения проводятся по подражанию.
Логоритмические занятия имеют сюжетный характер, доступны и интересны детям. Словесный материал подбирается в соответствии с темой занятия, легко запоминается, что способствует обогащению словарного запаса и нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируя положительный эмоциональный настрой.
Занятия проходят в увлекательной, занимательной, непринужденной, музыкальной, эмоциональной обстановке. Помогают решать задачи образовательного, воспитательного, оздоровительного, и непосредственно коррекционного процесса.