Наталья Козюк
Мастер–класс «Использование дидактических игр и игровых упражнений в коррекции речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Темочки:
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2018
Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга. Каждому возрастному периоду присуща определенная характеристика речевого развития.
К 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.
Для успешного становления речи детей, педагогам необходимо осуществлять работу по следующим направлениям:
• Развитие артикуляции;
• Развитие фонематического слуха.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Артикуляционная гимнастика.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.
Артикуляционная гимнастика является комплексом специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.
Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.
Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим фонематическое восприятие, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда.
В соответствии с этим, я, как педагог, занимающийся целенаправленно развитием речи, сделала подборку игр, направленных на развитие речи детей.
Предлагаю вам ознакомиться с дидактическими играми, направленными на развитие речи, которые Вы сможете использовать для занятий в домашней обстановке.
I этап: Вводный.
Цель: установление контакта с партнёрами, сплочение группы, положительный, эмоциональный настрой в начале совместной работы.
Логопед: Сегодня я фея, и превращу вас в детей, и вы будете просто Наташами, Леночками. Глаза закрываем. На счет «раз-два-три» вы все почувствуете, что вернулись в детство.
Артикуляционная гимнастика (участвуют все педагоги).
Маленькая справка: на лице человека насчитывается до 200 мелких мышц, их можно накачать как мышцы рук, ног путём выполнения различных упражнений. В нашем случае это артикуляционная гимнастика. Она поможет развить подвижность артикуляционного аппарата детям, а нам сохранить прекрасный овал лица на долгие годы.
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки).
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами). ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу сверху вниз,
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
Педагог А. С. Макаренко говорил: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». К. Д. Ушинский считал, что игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, что его окружает.
IIэтап. Основной.
Дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером?»
(участвуют 4 родителя)
Цель: развивать фонематический слух. Учиться соблюдать правила игры.
Оборудование: предметные картинки на определённый звук.
Описание игры:
В игре участвуют 4 игрока. В центр стола выкладываются 4 картинки. Логопед называет любую из картинок, произнося только гласные звуки и выделяя голосом ударный звук. Игрок, который первым понял слово, чётко произносит его и забирает картинку. Логопед на место выбывшей картинки кладёт другую и игра продолжается. Обладатель наибольшего количества картинок становится «миллионером» и получает приз.
Дидактическая игра «Урожай» (участвуют 2 родителя)
Цель: закрепить умение классифицировать предметы по темам «Овощи, фрукты, ягоды». Дифференцировать звуки (р)-(л, (рь)-(ль, (р)-(рь, (л)-(ль).
Оборудование: предметные картинки изображением овощей, фруктов, ягод и корзины по числу игроков.
Описание игры:
Дети идут по кругу вокруг стола, на котором размещены корзины и картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, произнося слова:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай.
Стой на месте, скорей садись,
В свою корзину овощи собирай, в названии которых присутствует твёрдые сонорные звуки – (р, (л).
Объясняют свой выбор: я собрал в корзину фрукты: грушу, гранат…
Аналогично собирают фрукты-ягоды, в названии которых звуки (л, (рь, (ль).
Дидактическая игра «Вершок-корешок» (выполняют все родители)
Цель: расширение знаний об особенностях различных овощей. Развитие слухового внимания. Развитие общей моторики.
До игры объясняли, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки, а у других – то, что растёт в земле (корешки).
Детям нужно вставать на носочки и поднимать руки вверх, когда услышат название «вершков» (капуста, помидоры и т. д., и приседать, когда взрослый назовёт «корешки» (картофель, лук, редис, свёкла). Можно просто показывать картинки овощей.
Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы (существительные, слова-признаки (прилагательные, слова-действия (глаголы). Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи.
И я вам предлагаю, снова поделиться на 2 команды. Предположим, что Вы сегодня работаете во вторую смену. Опишите свой день до конкретного момента:
Одна команда – только существительными;
Вторая команда – только глаголами.
III этап. Рефлексия.
Сделайте хлопок те родители, которые внимательно слушали, о чём мы говорили.
Сделайте хлопок те родители, которые наблюдали со вниманием наш мастер-класс.
Сделайте хлопок те родители, которые приняли в нём участие.
Спасибо вам, уважаемые родители, за отзывчивость.