Марина Белова
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников со свойствами воздуха посредством игр и игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
МБУ детский сад № 69 "Веточка", воспитатель Белова М. В.
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой через игры и игровые упражнения
«Вот труба - над нею дым»
Цель:
закрепить знания детей о воздухе;
дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению дошкольников со свойствами воздуха посредством игр и игровых упражнений» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
сформировать представление о естественных и искусственных источниках загрязнения воздуха;
познакомить детей с индивидуальными средствами защиты: респиратором и противогазом.
Материалы и оборудование:
картинки с изображением автомобилей, парохода, паровоза, костра, пожара, сигареты, заводов с трубами, мусорной свалки и т. д. ;
картинки с изображением леса, рек, гор, газонов и т. д. ;
кроссворд;
свеча, спички, блюдце (для опыта);
респиратор, противогаз.
Сказочный герой: Карлсон.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, я что-то волнуюсь. Сегодня к нам обещал прилететь Карлсон. Но его все нет и нет. Как вы думаете, что могло случиться с ним?
(ответы детей). (Раздается стук в дверь. Входит Карлсон с носовым платком в руках. Он сильно чихает и кашляет.)
Карлсон: - Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: - Здравствуй, Карлсон! Что с тобой случилось? Ты заболел? У нас есть лекарство. Сейчас мы тебя вылечим.
Карлсон: - Лекарство? Ребята, вы что забыли, от чего я могу выздороветь?
(ответы детей).
Воспитатель: - Ну, хорошо, Карлсон, мы будем тебя лечить твоим любимым лекарством, только скажи, что с тобой случилось? (вручает варенье).
Карлсон: - Ну, вот, побыв у вас, я чувствую, что стал выздоравливать. У вас в группе воздух чистый. Ребята, а что вы делаете, чтобы воздух был чистым и свежим? (ответы детей)
Воспитатель: - Карлсон, а где же ты дышал грязным воздухом?
Карлсон: - Я по воздуху летел
И моторчиком гудел.
Вдруг труба – над нею – дым,
Оказался я над ним.
Заблудился я в дыму,
Что со мною - не пойму.
Долго кашлял и чихал,
Даже видеть перестал.
- Ребята, что это было? Откуда дым? Почему я кашлял и чихал?
Дети: - Это был завод. От заводов в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для здоровья!
Карлсон: - Да, ребята, здесь вопрос любому ясен:
Грязный воздух нам опасен!
Не летайте над трубой –
Вы рискуете собой!
- Я еле выбрался из дыма и продолжил свое путешествие.
По пути случалось пролетать над разными местами. Над одними мне дышалось легко, над другими – тяжело.
Как вы думаете, ребята, отчего это зависело?
Дети: - Над одними местами воздух был чистым, над другими – загрязненный.
Карлсон: - Давайте с вами поиграем. (Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять картинку – символ: солнышко – тучку). - Я буду называть различные места, и если воздух над ними чистый – вы показываете солнышко, если же загрязненный – показываете тучку.
1. - Летел я над автомобильной дорогой, где мчались сотни машин.
2. - Пересек Волгу.
3. - Летел над большим химическим заводом.
4. - Пролетел над широким полем.
5. - Пересек железную дорогу.
6. - Пролетел над густым лесом.
Карлсон: - Молодцы, ребята! Правильно справились с заданием.
- Когда я к вам летел, то фотографировал те места, над которыми пролетал. Но фотографии перепутались.
- Отберите фотографии с местами, где воздух чистый, а где - загрязненный.
(отбор с пояснением)
Карлсон: - А вы загадки отгадывать любите? А решать кроссворды? (дети отгадывают загадки и вписывают в пустые клетки кроссворда отгадки)
Главное, ключевое слово в кроссворде получается – воздух
А вы стихи про воздух знаете?
(дети читают стихотворение «Воздух - невидимка»)
Карлсон: - Давайте с вами вспомним, какими свойствами обладает воздух?
(прозрачный, невидимый, без цвета, без запаха)
Карлсон: - Я читал умную книгу «Все обо всем» называется. Оказывается, воздух состоит из нескольких газов: кислорода, углекислого газа и азота. При дыхании мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. А вот растения, наоборот, используют углекислый газ, а атмосферу насыщают кислородом.
Карлсон: - Ребята, а кому нужен кислород для дыхания?
Дети: - Кислород нужен всем живым существам.
Карлсон: - Ребята, я сейчас вам расскажу еще одну историю, которая произошла со мной сегодня. Летел я к вам и вдруг моторчик мой барахлить начал. Пришлось вынужденную посадку делать. Приземлился я прямо на стоянке автомобилей. Сначала обрадовался: здесь мне моторчик починят. И вправду починили. Но пока я ждал, машины туда – сюда ездили, дым и газ выпускали. Дышать совсем невозможно стало. Чуть не задохнулся. Спасибо, что работники автостоянки подарили мне респиратор. Это такая маска, в середине которой стоит фильтр. Он задерживает газ и дым.
А еще мне другую маску подарили. Сказали, что тоже защищает от отравляющих веществ. Вы не знаете, как она называется?
Дети: - Противогаз.
Карлсон: - Значит, он против газа. Вот здорово! Теперь я смогу пролетать над заводскими трубами и стоянкой автомобилей и даже чихать не буду.
Воспитатель: - И все – таки, Карлсон, лучше летать там, где воздух чистый. И чтобы не только тебе, но и всем людям как можно реже нужны были противогаз.
Карлсон: - А теперь, ребята, давайте с вами отдохнем.
Физкультминутка.
Карлсон: - Ребята! Мы с вами сегодня говорили, что воздух бывает чистым и загрязненным. А может нам это только кажется. Может быть, на самом деле он все- таки весь чистый? Давайте проведем эксперимент (свеча, блюдце).
-Что появилось на стенках чашки?
-Вот такая грязь и попадает в воздух с выхлопными газами автомобилей, с дымом из заводских труб.
Карлсон: - Ребята! А знаете ли вы, что источники загрязнения воздуха могут быть естественные, а могут быть искусственные.
Ответы детей (естественные – это природные и искусственные - вызванные деятельностью человека).
Карлсон: - У меня есть карточки. На одних изображены естественные, на других - искусственные источники загрязнения воздуха. Ваша задача: разложить эти карточки около символов. Около цветка - естественные источники, около робота – искусственные.
(Д/и игра «Отбери нужное» - работа детей с последующим объяснением).
Карлсон: - Молодцы! И с этим заданием вы справились!
Карлсон: - А теперь я хочу рассказать вам несколько историй. - А вы помогите найти правильное решение.
Карлсон зачитывает ситуации:
Саша с мамой ходят в детский сад и обратно по улице, где много автомобилей и мало зелени. На соседней улице движение транспорта поменьше, зелени больше, но эта дорога длиннее до детского сада.
- Как вы думаете, по какой дороге Саше с мамой лучше ходить в детский сад: по короткой или по длинной? Почему?
Папа с сыном Колей каждое утро совершают пробежки. Они бегут вдоль дороги, по которой спешат автомобили. Бег, безусловно, полезен. - Но каким воздухом дышат при этом папа и сын?
- Полезна ли такая пробежка для здоровья?
- Где лучше совершать пробежки? Почему?
Карлсон: - Ребята! Сегодня мы с вами неоднократно говорили о том, что воздух может быть чистым и загрязненным.
- Как вы думаете, где воздух лучше в лесу или в городе? Почему?
- Какой воздух в городе?
- Отчего загрязняется воздух?
- Отражается ли это на здоровье человека?
- Можно ли бороться с загрязненным воздухом?
- Что нужно делать, чтобы воздух был чистым?
- Теперь мы с вами знаем, что состояние нашего здоровья зависит в большей степени от того, каким воздухом мы дышим.
- Я хочу подарить вами памятки: «Как сохранить воздух чистым?»
В конце занятия Карлсон дарит детям воздушные шары.
Список литературы:
Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. - М. : Книголюб, 2006г.
Рыжова Н. А. Воздух - невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников.
Плешаков А. А. Мир вокруг нас. - М. : Просвещение, 2001г.
Интернет ресурсы.