Алена Приходько
Мастер-класс для воспитателей «Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с предметным миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему : «Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с предметным миром»
Звучит музыка и появляется Мери Поппинс.
Мери Поппинс: - Здравствуйте, уважаемые гости! Вы меня узнали? Я Мери Поппинс – воспитательница!
Я всегда полна идей
Для родителей, детей
Чтоб могли вы развиваться
И с проблемами справляться,
К вам на помощь я спешу,
В Страну игр вас приглашу.
- Однажды неизвестный поэт сказал:
Я пытался достичь сердца ребенка словами;
Они часто проходили мимо него неуслышанными.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с предметным миром“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Я пытался достичь его сердца книгами;
Он бросал на меня озадаченные вгляды.
В отчаянии я отвернулся от него.
«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.
Он прошептал мне на ухо:
«Приди, - сказал он, - поиграй со мной»
На мой взгляд, основная цель игровой технологии ознакомления дошкольников с предметным миром - не менять ребёнка и не переделывать его, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Исследователи Ф. Фребель, М. Монтессори, А. Н. Давидчук одной из эффективных форм обучения детей рассматривают дидактическую игру. О. В. Дыбина разработала систему дидактических игр для ознакомления с предметным миром, которые привлекают своей образностью, игровыми правилами. Эта форма обучения специально создается и организуется взрослым, который является организатором игры, определяется ее содержание, правила, игровые действия и учит детей играть.
В процессе ознакомления с предметным миром О. В. Дыбина выделяет три группы дидактических игр:
Игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях;
Игры, направленные на освоение действий разного характера (исследовательского, экспериментального, алгоритмического и др.) с предметами, способствующими овладению способами творчества;
Игры, направленные на развитее стремления к творческому преобразованию предметного мира.
Каждая группа дидактических игр подобрана в соответствии с возрастными особенностями детей. В младшем дошкольном возрасте используются в основном игры первой группы: «игры-раскладки», «игры-определения», «игры-описания». В старшем дошкольном возрасте из серии игр первой группы используются «игры-загадки, отгадки» «игры-турне» и «игры-путешествия».
Давайте немного побудем детьми:
Забудем о взрослых и глупых проблемах.
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
- Уважаемые коллеги, я приглашаю вас в «Страну детских игр». В «Стране игр» вам нужно поиграть со мной и выполнить несколько игровых заданий. Вы хотите побывать в этой стране? (Да) Тогда вперед.
1 игровое задание «Игры-раскладки». Игры-раскладки направлены на определение предметов природного и рукотворного мира. Я предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись». Посмотрите Миша и Маша поругались и у них перемешались все картинки. Давайте им поможем. Разложите картинки по 2 обручам, предметы рукотворного мира в обруч со знаком-символом «человечек», а природного – в обруч со знаком-символом «дерево».
2 игровое задание «Игры-определения». Целью игр-определений является способ использования предметов. В игре «Что лишнее» дети учатся группировать предметы по способу использования. «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка как лягушка улетела от меня». Вы все хорошо знаете сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». Я вам предлагаю посмотреть, как Федора после уборки разложила предметы и вещи. Правильно ли она это сделала? Поменяйте картинки местами, назовите изображенный предмет, расскажите о его назначении, о том, как он используется и на какой полке должен лежать предмет. На фланелеграфе представлены картинки с изображением предметов : например, шкаф – кровать – плюшевый мишка- кресло; футболка – чашка – шорты – юбка; тарелка - кружка - машинка – кастрюля; мяч – кукла – сапог – пирамидка и др.
3 игровое задание «Игры-описания». В этих играх у детей развивается умение отгадывать предмет по описанию признаков. «Внимание, внимание! Работает необычное радио. Послушайте важно сообщение. Потерялись игрушки. Я буду описывать вам игрушку, а вы ее отгадайте и найдите».
1. Круглый резиновый предмет, который прыгает и катится по полу (мяч).
2. Деревянная, вся расписная. Откроешь. Сразу появятся ее сестрички (матрешка)
4 игровое задание «Игры-путешествия» используются в старшем возрасте и наглядно показывают детям, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым. Детей предварительно знакомят с прошлым предметов. Например: Подскажите мне, на чем вы сидите? (На стуле.) Не хотите узнать историю возникновению стула. Когда-то люди жили в пещерах. Сидели люди на камнях (показать слайд). Камни холодные, людям было неуютно сидеть на них. Однажды охотники возвращались с охоты, и присели в лесу на сваленное дерево (показать слайд). Люди поняли, что удобнее сидеть на бревне и принесли бревно к костру. Но как-то один человек нашел в лесу пенек, присел на него и понял, что пенек удобнее, чем бревно. На нем можно сидеть одному. Так у людей появились пенечки-одиночки (показать слайд). Шло время. Люди стали строить большие деревянные дома. Сидеть на бревнах и пеньках в доме неудобно, и человек придумал лавку (показать слайд). На них можно было посадить много людей. Но лавки были неудобными, большие, и их трудно было передвигать. Человек придумал табурет (показать слайд). Но человеку и этого мало. Ему нужно не только сидеть, но и отдыхать сидя. Человек прибил к табурету дощечки, и получился стул (показать слайд). Вот такая история нашего стула. А сейчас игровое задание : «Разложите предметы прошлого и настоящего в правильном порядке».
Мери Поппинс: Ну, вот мы и побывали в «Стране игр». Многое вспомнили, а что-то и узнали. За то, что вы хорошо потрудились, я хочу вам подарить ключи от «Страны игр» на память.
Мастер-класс хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».