Медведева Ольга
Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка.
В начале и конце учебного года я обычно провожу обследование каждого ребенка группы по следующим разделам: произносительная сторона речи (звукопроизношение и речевой слух, словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследую также развитие мелкой моторики рук, с которой связано нормальное развитие ребенка. Цель обследования – выявление уровня речевого развития каждого ребенка. На основе полученных результатов и анализа задач по развитию речи я ставлю перед собой задачи на учебный год, подбираю комплекс дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников.
Публикация «Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Анализируя результаты выявления уровня речевого развития детей двух лет, я обратила внимание на то, что словарный запас детей беден, произносительная сторона из-за недостаточно окрепшего голосового аппарата несовершенна. Дети часто употребляли облегченные слова, использовали чаще существительные – названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наречия. Также отметила, что дети неправильно произносили или совсем не произносили большинство согласных звуков родного языка; твердые согласные звуки г, д, с, з заменяли мягкими, в речи детей отсутствовали шипящие и сонорные звуки. Дети нечетко произносили слова, укорачивали их. голос большинства детей был недостаточно громкий. Невербальные средства общения у некоторых детей занимали ведущее место в речевой деятельности из-за скудного словарного запаса и недостаточно развитой произносительной стороны речи. Некоторые дети начали употреблять фразы, могли согласовывать существительные с глаголами, изменяя существительные по падежам. Но предлоги в речи большинства детей отсутствовали.
Я отметила, что растет любознательность, расширяются контакты детей с окружающим миром людей, вещей, природы, и выделила основное направление работы на учебный год: помочь младшим дошкольникам в освоении разговорной речи. Я обратила внимание на то, что для детей этого возраста наиболее оптимальным является индивидуальное общение со взрослым. На этом возрастном этапе у детей недостаточно окрепший артикуляционный аппарат, очень слабый выдох, недостаточно развит речевой слух. Их надо совершенствовать, развивать. Необходимо также расширять активный словарный запас, чтобы дети могли выражать свои чувства, впечатления.
Учитывая возрастные особенности детей, я составила перспективный план работы по развитию речи младших дошкольников с использованием дидактических игр и упражнений на год, выбрала путь развития игры – совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству, и воспитание доброго отношения детей друг к другу.
В конце учебного года я обратила внимание, что потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками возросла, дети научились понимать вопросы, обращались сами с вопросами, словарный запас увеличился в 3-4 раза. Младшие дошкольники начали пользоваться предлогами, местоимениями, прилагательными. При помощи прилагательных начали обозначать не только размер, но и цвет, свойства и качества предмета. Научились произносить некоторые согласные звуки, гласные а, и, о, у, усвоили мягкие согласные с’, з’, л’, т. к. укрепился артикуляционный аппарат.
Но одни дети в 3 года достаточно хорошо владели речью, у других же она была далека от совершенства. Дети недостаточно отчетливо и правильно произносили слова, речь их была непонятна окружающим. Продолжали укорачивать слова, переставляли слоги, заменяли и пропускали отдельные звуки. Не все научились согласовывать прилагательные с существительными, допускали ошибки в падежных окончаниях.
Во второй младшей группе я продолжила работу по освоению детьми разговорной речи и подобрала комплекс дидактических игр и упражнений, а также продолжила развивать у детей игровые умения.
Потребность детей расширить свой кругозор увеличилась, дети легко вступали в игру. Но внимание было еще неустойчиво, и они не всегда могли выслушать взрослого до конца. Но в результате проведенной в течение учебного года работы и обследования речи детей я отметила, что словарный запас детей увеличился, заметно улучшилось произношение, речь стала более отчетливой. Дети стали использовать прилагательные, наречия, предлоги, числительные. Начали овладевать грамматическим строем языка. Укрепление мышц кончика и спинки языка способствовало правильному произношению без смягчения твердых согласных. Некоторые дети начали правильно произносить слова со стечением 2-3 согласных, слова, состоящие из 2-3 слогов. Удлинился выдох детей, гласные a, y, u стали произносить на одном выдохе в течении 3-4 секунд. Улучшился речевой слух.
Но у четырехлетних детей сильно проявились различия в формировании произносительной стороны речи: у одних речь чистая, у других недостаточно ясная с неправильным произношением большого количества звуков. Не всегда дети могли управлять голосовым аппаратом, менять громкость голоса, темп речи.
Центральным направлением работы по развитию речи детей в средней группе является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми сверстниками, обучение формам монолога. Я подобрала комплекс дидактических игр и упражнений для детей четырех лет, соответствующий этим задачам. Также выделила основные задачи в развитии игровой деятельности детей: способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта дошкольников, продолжать развивать их игровые умения.
В средней группе у детей значительно улучшилась произносительная сторона речи. У большинства детей исчезло смягченное произношение согласных, т. к. развились мышцы артикуляционного аппарата. Большинство детей усвоили шипящие звуки, звуки л, р, р’, отчетливо произносили многосложные слова. Научились узнавать на слух звуки в слове, подбирать слова на заданный звук. Достаточно развился речевой слух детей. Они научились повышать и понижать тон голоса, менять темп речи, интонацию голоса. У детей удлинился выдох. Гласные звуки они произносили в течение 3-7 секунд. Я отметила, что возросла речевая активность детей, устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличился активный словарь детей, поэтому дети точнее излагали свои мысли. В словаре появились собирательные существительные, притяжательные прилагательные, наречия, личные местоимения, сложные предлоги. Дети стали чаще использовать в речи сложные предложения. Начали овладевать монологической речью. Анализируя результаты обследования речи детей в конце учебного года, я отметила, что увеличилось количество грамматических ошибок в речи дошкольников. Многие все еще не могли пересказать прочитанный текст. У нескольких детей было неустойчивое произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Они нечетко дифференцировали их на слух и в произношении.
Учитывая эти проблемы и задачи по развитию детей, я выделила главные направления работы в старшей и подготовительной группах:
1. Содержательность и связанность речи (диалога и монолога);
2. Развитие речевого творчества, выразительность речи.
3. Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
4. Подготовка к обучению чтению.
В развитии игровой деятельности я поставила цель – обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие, создать условия для активной игровой деятельности.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения в начале года, я организовала дополнительные занятия 2 раза в неделю, направленные на развитие артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, постановку звуков или их закрепление.
В старшей группе большинство детей в речевом развитии достигли высокого уровня. Правильно произносили все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводили слова, имели необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользовались грамматическими формами. У детей развилось самокритичное отношение к своим высказываниям и критическое отношение к речи сверстников. Но были и недостатки в речи старших дошкольников. Обследование, проведенное мной в конце учебного года, показало, что в речи некоторых детей встречались грамматические ошибки: неверное образование формы родительного падежа множественного числа существительных, изменение по падежам несклоняемых существительных. Слова, близкие по смыслу, дети подбирали не всегда удачно. Дети с ускоренной речью не произносили в словах отдельные звуки. Не все дети правильно усвоили звуки л, р, шипящие звуки, не всегда четко дифференцировали их в словах. Смена молочных зубов в 5-6 лет на постоянные также отразилась на произносительной стороне речи.
Я продолжила работу по выявлению и исправлению недостатков в речи детей в подготовительной группе. Главные направления в развитии речи детей, развитие игровых умений, а также дидактические игры и упражнения взяла те же, что и в старшей группе. Правила в играх и игровые задачи усложнила.
К моменту поступления в школу дети овладели речевыми и игровыми умениями, проявляли инициативу в общении – делились впечатлениями, задавали вопросы, привлекали к общению сверстников. Имели богатый словарный запас. Замечали речевые ошибки сверстников, исправляли их. Четко и ясно произносили слова. Свободно пользовались монологической речью. Речь детей в основном грамматически правильная. Причина же ошибок в основном заключалась в сложности грамматической системы русского языка, наличия множества исключений из правил, которые дети еще не могли усвоить. Процесс овладения речью не закончился в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.
Литература
1. Агапова И. А. Мир родного языка – М., 2008г.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. ,1999г.
3. Максаков А. И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр, - М. : Просвещение, 1988. - 159с. : ил.
4. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М. И Лисиной; Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. -М. : Педагогика, 1985. -208 с., ил.
5. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М. ,1982г.
6. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М. ,1991 г.
7. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М., 1992 г.
8. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи. – М. ,2008г.
9. Эльконин Д. Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста. М., 1964 г.