Мария Ильина
Рекомендации родителям и воспитателям по коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям и воспитателям по коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой речевого развития
Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития имеет ряд особенностей. В частности, было обнаружено, что это тревожные дети, для которых характерно множество страхов.
Проблема коррекции детских тревожности и страхов требует, прежде всего, корректного (уважительного и внимательного) отношения к эмоциональным переживаниям ребенка и нуждается в понимании взрослых (особенно родителей) той особой роли тревоги и страхов, которую они выполняют в жизни ребенка. Представим некоторые правила эффективного взаимодействия взрослого (воспитателя, родителя) и ребенка, снижающего проявление тревожности и страхов в дошкольном возрасте :
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
1. Не следует запугивать ребенка, чтобы добиться от него послушания.
2. Необходимо стараться разрешать возникающие конфликты конструктивным путем.
3. Не следует предъявлять к ребенку слишком много требований. Если ему не справиться с ними, то это может привести к неуверенности в себе и усилению внутренней тревоги.
4. Не рекомендуется чрезмерно опекающее отношение родителей и воспитателей. Это может привести к состоянию беспомощности и к тревожности.
5. Нельзя высмеивать страхи ребенка, обвинять его в трусливости и беззащитности. Реакция взрослых на страх ребенка должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.
6. Следует попробовать обсудить с ребенком его страх, попросить постараться описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше – это лучшая терапия, чем больше он говорит, тем меньше боится.
7. Важно помогать ребенку в накоплении конструктивного опыта взаимодействия с объектами, вызывающими страх.
8. Рекомендуется предпринимать попытки переубедить ребенка бояться чего-либо, но, не преуменьшая страх, а делясь своим опытом, если он имеется. Можно придумать сказку и разработать с ребенком комплекс мероприятий по борьбе с тревогой и со страхом.
Наряду с выраженными тревогами и страхами, у дошкольников с задержкой речевого развития были обнаружены в большей или меньшей степени выраженные признаки агрессивности, а также выраженная ориентация на использование в фрустрирующих ситуациях агрессивных самозащитных реакций, направленные на защиту своего «Я» (порицание другого, обвинение другого, уклонение от упреков) из чего следует, что воспитателям и родителям необходимо уделять внимание вопросу уменьшения проявлений агрессивности у детей. Этому будут способствовать:
1. Исключение просмотра агрессивных мультфильмов, и тем более взрослых фильмов ужасов или триллеров (исключение могут составить лишь детские мультфильмы с «доброкачественной» агрессией, в которых учат, как постоять за себя).
2. Критичное отношение взрослых к детской литературе (как к тексту, так и к иллюстрации, устранение литературы, транслирующей агрессию, насилие и жестокость.
3. Проявление должного внимания к ребенку. Это позволяет ребенку почувствовать, что он любим и значим. Ощущение собственной значимости и ценности формирует у ребенка здоровую нервную систему, самооценку и дружелюбное настроение.
4. Отсутствие склонности у взрослых (воспитателя, родителей) к злоупотреблению замечаниями. Вместо того чтобы говорить как не надо делать, лучше говорить как надо делать.
5. Отсутствие демонстративных разговоров взрослых об агрессивности ребенка при посторонних людях и уж тем более – при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на данной особенности своего характера, и придаст чувство обреченности и неприятия себя значимыми близкими.
6. Объяснение ребенку, почему нельзя драться, кусаться, обзываться, а также бросать в других детей игрушки и книжки, а также как чувствует себя тот, кого обидели. Расскажите, почему нужно вести себя дружелюбно.
7. Пресечение агрессии ребенка. Если взрослый видит, что ребенок дерется, то наиболее эффективным будет замечание, состоящее из трех частей: приказания прекратить неподобающее поведение («Перестань драться!», причины, по которой это нужно сделать («Детям больно, когда ты их бьешь», и альтернативного варианта поведения. Естественно, необходимо узнать, какова причина такого поведения ребенка. Ведь он мог справедливо защищать себя. В таком случае необходимо морально поддержать ребенка, а также объяснить, как можно это делать конструктивным способом.
8. Обучение ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. В практике психологов при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используются следующие направления:
1) обучение детей прямо заявлять о своих чувствах;
2) обучение детей выражению гнева в косвенной форме, с помощью игровых терапевтических приемов;
3) обучение детей переносу чувств на неопасные объекты (этому рекомендуется обучать в основном детей, которые не всегда могут оформить в слова свои мысли и тем более чувства).
В заключение отметим, что взрослым следует помнить, что за вспышками ярости, а также за проявлениями тревоги и страхов у ребенка обычно скрываются боль, обиды, разочарования, неуверенность в себе. Поэтому важно повышать самооценку ребенка, поддерживать успешные для него виды деятельности, всегда тактично оценить успехи ребенка (как наедине, так и в присутствии других взрослых и детей).