Получи документы

Мастер-класс по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Лариса Валерьевна пономарева
Мастер-класс по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Цель: повышение теоретического и практического уровня воспитателей в вопросах обучения грамоте детей дошкольного возраста.

Подготовила Пономарева Л. В. воспитатель ясли-сада «Айнагуль» С. К. О. с. Пресновка Жамбылского района.

Пауза настроения:

Возьмитесь все за руки.

К тебе я обращаюсь друг!

Вставай скорее с нами в круг.

Почувствуй радость и тепло,

Нам всем с друзьями хорошо!

Публикация «Мастер-класс по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Посмотрите друг на друга.

Улыбнитесь-ка друг другу.

Порадуйтесь друг другу,

Поделитесь хорошим настроением со своими друзьями на весь день!

Мастер : Я хочу представить вашему вниманию основные методы и приемы, которые используются при проведении занятий по обучению грамоте в старшей группе.

- Как вы понимаете слово «Грамота»?

- Что значит понятие «грамотный человек»?

- Давайте вспомним, какие задачи по обучению грамоте стоят перед детским садом? (различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Я считаю, что обучение грамоте ребенка начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка».

Предлагаю вашему вниманию примерное занятие с основными методами и приемами для проведения такого занятия.

- Скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на этих занятиях?

Кто из вас знает, из чего состоит наша речь? (из предложений).

-Что такое предложение? (слова, тесно связанные друг с другом по смыслу).

-Какой схемой мы обозначаем предложение? (полоской).

- С какой буквы начинается предложение? (с большой и обозначаем вертикальной палочкой перед схемой предложения).

- Что ставим в конце предложения? (точку).

- Из чего состоят предложения? (из слов).

- А из чего состоят слова? (из звуков).

Послушайте, о чем я вам сейчас расскажу:

Слушай, что же это звенит?

Может быть, звенит и ползет реактивный самолет?

Сам летит и сам поет?

Может быть, мохнатый жук только что покинул сук?

Жук ничем не знаменит. Скучно – вот он и звенит?

Нет, ни – мухи, ни жука, нет ни грома, ни гудка.

- Скажите, что может так звенеть? Вслушайтесь: звенит одна

В целом мире тишина!

- Но тишину нарушают разные звуки и шумы. ( прошу закрыть глаза: шуршание пакетом, листание страниц, удар мяча о пол и т. д.). Назовите, что вы услышали()

- Да, мы слышим шум дождя, пение птиц – это все звуки окружающего мира.

А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг друга.

- Давайте поиграем с нашим язычком:

- ра-ра-ра – начинается иг (ра,

-Ры-ры – ры – у мальчика ша. (ры,

-ро –ро – ро – у нас новое вед (ро).

-ар – ар – ар – кипит само (вар,

- ор-ор-ор- созрел красный поми (дор,

-ир-ир-ир-мой папа коман (дир,

-за-за-за-вот идет ко (за,

-су-су-су- мы видели ли (су,

- ша-ша-ша- мама моет малы (ша,

- жу-жу-жу- молоко дадим е (жу,

- ля-ля-ля – зеленые по (ля,

- та-та-та- у нас дома чисто (та).

-Расскажите мне какие бывают звуки? (гласные и согласные).

- Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие).

- Какой фишкой обозначаем гласный звук? Согласный звук? Твердый согласный? Мягкий согласный?

Звуки мы можем слышать и произносить, а буквы мы видим и читаем.

- Скажите, как мы произносим гласные звуки? (их можно пропеть, протянуть. При произношении нет никаких препятствий).

_ А как мы произносим согласные звуки? (коротко, отрывисто, их нельзя пропеть и протянуть, они встречают преграду при произношении в виде губ, языка, неба).

- Назовите гласные звуки. Сколько их? ( их 6: А, О, У, И. Э, Ы)

- Сколько гласных букв? Назовите их. (А, О, У, И, Э, Ы и четыре йотированные, которые обозначают два звука, это – Ю (йу, Е – (йэ, Е (йо, Я (йа) - Гласные звуки умеют здороваться с согласными звуками. Сочетание гласного с согласным получается слог

- Сейчас наши согласные звуки, с которыми мы познакомились на прошлых занятиях поздороваются с гласными и подружатся, и тогда они без препятствий выйдут гулять (предлагаю поработать со слоговым домиком со звуками (м, (н, (к, (р). Сначала произносим медленно, затем быстрее и быстрее.

- Наши звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем их найти?

Дидактическая игра «Угадай, какой звук спрятался?».(Я кидаю мяч вам по очереди и называю слово, а вы должны назвать какой гласный звук там спрятался) :

БАК, МАК, СУК, СОК, ДОМ, КИТ, КОТ, РАК, РОГ, РЫСЬ, МЭР, СЭР.

- А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы должны придумать слово с этим звуком. (У, (Е, (О).

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Посмотрите, у нас в группе живут гласные звуки. У каждого звука есть свой домик. Я вам раздам картинки, а вы должны правильно расселить картинки с этим звуком в домики

- Вы уже знаете, что в словах могут прятаться несколько гласных звуков, например: СО-БА-КА (сколько гласных в этом слове, РЫ-БА (сколько здесь гласных звуков, СКАЗ-КА (звучит волшебная музыка).

- Ой, я сказала слово «СКАЗКА», и она так и просится к нам в гости. Давайте попробуем отгадать, что это за сказка просится к нам в гости и помочь мне ее рассказать и очутиться в ней.

: «Жи-… БЫ. ДЕ. и БАБ… У них бы… ку… ря…. Снес. ку. яич… Яич. не прос, а зо…. Де… би., би. не раз…. Мыш… бе, хвос… мах, яич… покати… и раз….

Де. пла… Куроч… кудах…

- Узнали сказку? Как она называется? Выложите название сказки у себя на столах полосками. (приглашаю к доске одного выложить тоже)

- Сколько слов в этом предложении? А теперь вспомните предложение из сказки из трех слов и выложите его. (один работает у доски). Прочитайте его «СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО.»

Дидактическая игра «ЖИВЫЕ СЛОВА». (вызываю троих детей – выстроить предложение из 3 слов с полосками. Нужно встать в правильной последовательности, чтобы получилось предложение. Каждый, из вышедших, называет свое слово. Сидящие за столами, зачитывают предложение.

- На сказочной улице, которая называется «КУРОЧКА РЯБА», есть дом, в котором живут герои этой сказки.

- Назовите их. (дед, баба, курочка). Их нужно расселить по этажам. На 1этаже будет жить герой с тремя слогами, на втором этаже – герои с двумя слогами, ну, и на третьем этаже – герой с одним слогом. (по желанию выходят к доске, проговаривают слова, определяют сколько слогов в слове с помошью ладошки к подбородку или хлопками. И расселяют их по этажам с помощью картинок с героями.

- Всех героев расселили по своим местам. А сейчас, давайте попробуем разобрать

Слово «БАБА» (звуковой анализ слова. За столами и один у доски).

Звуковой анализ слова:

1 Сколько звуков в слове?

2 Назовите их по порядку.

3 Сколько в слове гласных звуков.? Назовите их. Какой фишкой обозначаем?

4 Сколько согласных звуков? Назовите их: твердый или мягкий?

Какой фишкой обозначаем?

5 Назовите первый звук, последний, третий звук

6 Каждый звук обозначь соответствующей буквой. (обозначает у доски, сидящие за столами проверяют правильность

7 Выстроить слово детьми у доски (каждый берет свою фишку с определенным звуком и выстраивают слово, сидящие за столами проверяют).

8 Составьте предложение с этим словом.

-

- Благодарю всех, за то что справились с работой, а теперь, немного отдохнем:

Физминутка (сидящие за столами должны угадать, какая это буква)

1 Встаньте лицом друг к другу, поставьте руки на пояс друг другу.

(Какая буква получилась? Буква Н).

2 Встаньте рядом, возьмитесь за руки, опустите их вниз. Какая буква получилась? (М)

3 Положите руки на плечи друг другу. Какая буква получилась? (П)

4 Ноги вместе, руки на пояс. (буква Ф).

5. Ноги на ширине плеч, руки опустите по швам. (Л).

6. Ноги вместе, руки в стороны. (Т).

7. Ноги на ширине плеч, руки вверхускрещенные. (Х).

Взялись за руки друзья. Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки, то присядут, отдохнут.

То опять плясать начнут.

_ Молодцы! Хорошо отдохнули. Послушайте, ведь у каждого из нас есть имя. И у бабы с дедкой есть тоже имена. Хотите знать, как звали деда и бабу в сказке?

Прикрепляю картинки деда и бабы на доске. Под каждым изображением, внизу ряд картинок:

Баба ДЕД

МЯЧ КАПУСТА

АВТОБУС ОБЕЗЬЯНА

ШАР ЛИСА

АИСТ ЯБЛОКО

1 Обозначить первую букву каждой картинки.

2 По первым буквам складывают слоги, из слогов слово.

К и О – КО, Л и Я – ЛЯ= КОЛЯ

М и А – МА, Ш и А – ША = МАША.

- Какие вы молодцы, теперь знаете, как зовут бабу и деда. А какими словами вы могли бы описать героев из сказки? (дед – добрый, старый, высокий, (бабка – старенькая, добрая, ласковая, (курочка – рябая, пестрая, (мышка – серенькая, маленькая).

- А как можно ласково заменить слово БАБА? (бабуленька, бабушка, Слово ДЕД?

(дедушка, дедуля, и т. д.). Молодцы! Деду с бабой очень приятно будет, что вы знаете столько ласковых слов.

- Ну, вот, мы с вами и побывали в сказке. Вам понравилось? А теперь пора возвращаться в детский сад: «Покружись, покружись, в детский садик возвратись!».

Приглашаю за стол, где приготовлен материал для работы: соль на тарелочке, пластилин, мозаика, бумага, счетные палочки.

- Скажите пожалуйста, где мы сегодня побывали? Чем занимались? Кто из героев сказки понравился вам больше? Прошу назвать первую букву своего героя и нарисовать ее на соли, выложить мозаикой, вылепить из пластилина, выложить из счетных палочек букву.

-Молодцы, все справились и с этим заданием. Благодарю всех за внимание и активную работу. У вас на столах лежат светофорчики : зеленый, желтый и красный.

Прошу поднять зеленый светофор, кто владеет достаточной информацией по теме.

Желтый светофор – владеет, но недостаточной информацией.

Красный светофор - кто не владеет информацией по обучению грамоте.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Утина Светлана Юрьевна воспитатель.

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте Старшая группа № п. п название цель Ход игры 1. Дидактическая игра «Назови игрушку» Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство.

Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей с ОНР (старшего дошкольного возраста) Задачи: 1. Дифференциация звуков л, л в слогах, словах, предложениях. 2. Развитие функции звуко-буквенного анализа и синтеза.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у тётушки Федоры» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. «В гостях у тётушки.

Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у Колобка» для детей старшего дошкольного возраста П/с: Закрепить представления о предложении, слове, звуке. Совершенствовать умение звукового анализа слова. Уточнить имеющиеся знания о буквах.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказке "Гуси лебеди" Цель: повторить и закрепить.

Мастер-класс «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель IКК Чернова Н. А. Своё выступление мне хочется начать с высказывания: «Без игры, нет, и не может быть полноценного.

Материал по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Космос»Материал по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Космос» Предлагаю вам материал по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста по теме "Космос". Важно ненавязчиво подводить детей к той.

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской.

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Слайд 1. Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 декабря 2017 в 21:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Валерьевна пономарева (УИ 937032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД