Лариса Валерьевна пономарева
Мастер-класс по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Цель: повышение теоретического и практического уровня воспитателей в вопросах обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Подготовила Пономарева Л. В. воспитатель ясли-сада «Айнагуль» С. К. О. с. Пресновка Жамбылского района.
Пауза настроения:
Возьмитесь все за руки.
К тебе я обращаюсь друг!
Вставай скорее с нами в круг.
Почувствуй радость и тепло,
Нам всем с друзьями хорошо!
Публикация «Мастер-класс по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Посмотрите друг на друга.
Улыбнитесь-ка друг другу.
Порадуйтесь друг другу,
Поделитесь хорошим настроением со своими друзьями на весь день!
Мастер : Я хочу представить вашему вниманию основные методы и приемы, которые используются при проведении занятий по обучению грамоте в старшей группе.
- Как вы понимаете слово «Грамота»?
- Что значит понятие «грамотный человек»?
- Давайте вспомним, какие задачи по обучению грамоте стоят перед детским садом? (различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Я считаю, что обучение грамоте ребенка начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка».
Предлагаю вашему вниманию примерное занятие с основными методами и приемами для проведения такого занятия.
- Скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на этих занятиях?
Кто из вас знает, из чего состоит наша речь? (из предложений).
-Что такое предложение? (слова, тесно связанные друг с другом по смыслу).
-Какой схемой мы обозначаем предложение? (полоской).
- С какой буквы начинается предложение? (с большой и обозначаем вертикальной палочкой перед схемой предложения).
- Что ставим в конце предложения? (точку).
- Из чего состоят предложения? (из слов).
- А из чего состоят слова? (из звуков).
Послушайте, о чем я вам сейчас расскажу:
Слушай, что же это звенит?
Может быть, звенит и ползет реактивный самолет?
Сам летит и сам поет?
Может быть, мохнатый жук только что покинул сук?
Жук ничем не знаменит. Скучно – вот он и звенит?
Нет, ни – мухи, ни жука, нет ни грома, ни гудка.
- Скажите, что может так звенеть? Вслушайтесь: звенит одна
В целом мире тишина!
- Но тишину нарушают разные звуки и шумы. ( прошу закрыть глаза: шуршание пакетом, листание страниц, удар мяча о пол и т. д.). Назовите, что вы услышали()
- Да, мы слышим шум дождя, пение птиц – это все звуки окружающего мира.
А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг друга.
- Давайте поиграем с нашим язычком:
- ра-ра-ра – начинается иг (ра,
-Ры-ры – ры – у мальчика ша. (ры,
-ро –ро – ро – у нас новое вед (ро).
-ар – ар – ар – кипит само (вар,
- ор-ор-ор- созрел красный поми (дор,
-ир-ир-ир-мой папа коман (дир,
-за-за-за-вот идет ко (за,
-су-су-су- мы видели ли (су,
- ша-ша-ша- мама моет малы (ша,
- жу-жу-жу- молоко дадим е (жу,
- ля-ля-ля – зеленые по (ля,
- та-та-та- у нас дома чисто (та).
-Расскажите мне какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие).
- Какой фишкой обозначаем гласный звук? Согласный звук? Твердый согласный? Мягкий согласный?
Звуки мы можем слышать и произносить, а буквы мы видим и читаем.
- Скажите, как мы произносим гласные звуки? (их можно пропеть, протянуть. При произношении нет никаких препятствий).
_ А как мы произносим согласные звуки? (коротко, отрывисто, их нельзя пропеть и протянуть, они встречают преграду при произношении в виде губ, языка, неба).
- Назовите гласные звуки. Сколько их? ( их 6: А, О, У, И. Э, Ы)
- Сколько гласных букв? Назовите их. (А, О, У, И, Э, Ы и четыре йотированные, которые обозначают два звука, это – Ю (йу, Е – (йэ, Е (йо, Я (йа) - Гласные звуки умеют здороваться с согласными звуками. Сочетание гласного с согласным получается слог
- Сейчас наши согласные звуки, с которыми мы познакомились на прошлых занятиях поздороваются с гласными и подружатся, и тогда они без препятствий выйдут гулять (предлагаю поработать со слоговым домиком со звуками (м, (н, (к, (р). Сначала произносим медленно, затем быстрее и быстрее.
- Наши звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем их найти?
Дидактическая игра «Угадай, какой звук спрятался?».(Я кидаю мяч вам по очереди и называю слово, а вы должны назвать какой гласный звук там спрятался) :
БАК, МАК, СУК, СОК, ДОМ, КИТ, КОТ, РАК, РОГ, РЫСЬ, МЭР, СЭР.
- А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы должны придумать слово с этим звуком. (У, (Е, (О).
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Посмотрите, у нас в группе живут гласные звуки. У каждого звука есть свой домик. Я вам раздам картинки, а вы должны правильно расселить картинки с этим звуком в домики
- Вы уже знаете, что в словах могут прятаться несколько гласных звуков, например: СО-БА-КА (сколько гласных в этом слове, РЫ-БА (сколько здесь гласных звуков, СКАЗ-КА (звучит волшебная музыка).
- Ой, я сказала слово «СКАЗКА», и она так и просится к нам в гости. Давайте попробуем отгадать, что это за сказка просится к нам в гости и помочь мне ее рассказать и очутиться в ней.
: «Жи-… БЫ. ДЕ. и БАБ… У них бы… ку… ря…. Снес. ку. яич… Яич. не прос, а зо…. Де… би., би. не раз…. Мыш… бе, хвос… мах, яич… покати… и раз….
Де. пла… Куроч… кудах…
- Узнали сказку? Как она называется? Выложите название сказки у себя на столах полосками. (приглашаю к доске одного выложить тоже)
- Сколько слов в этом предложении? А теперь вспомните предложение из сказки из трех слов и выложите его. (один работает у доски). Прочитайте его «СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО.»
Дидактическая игра «ЖИВЫЕ СЛОВА». (вызываю троих детей – выстроить предложение из 3 слов с полосками. Нужно встать в правильной последовательности, чтобы получилось предложение. Каждый, из вышедших, называет свое слово. Сидящие за столами, зачитывают предложение.
- На сказочной улице, которая называется «КУРОЧКА РЯБА», есть дом, в котором живут герои этой сказки.
- Назовите их. (дед, баба, курочка). Их нужно расселить по этажам. На 1этаже будет жить герой с тремя слогами, на втором этаже – герои с двумя слогами, ну, и на третьем этаже – герой с одним слогом. (по желанию выходят к доске, проговаривают слова, определяют сколько слогов в слове с помошью ладошки к подбородку или хлопками. И расселяют их по этажам с помощью картинок с героями.
- Всех героев расселили по своим местам. А сейчас, давайте попробуем разобрать
Слово «БАБА» (звуковой анализ слова. За столами и один у доски).
Звуковой анализ слова:
1 Сколько звуков в слове?
2 Назовите их по порядку.
3 Сколько в слове гласных звуков.? Назовите их. Какой фишкой обозначаем?
4 Сколько согласных звуков? Назовите их: твердый или мягкий?
Какой фишкой обозначаем?
5 Назовите первый звук, последний, третий звук
6 Каждый звук обозначь соответствующей буквой. (обозначает у доски, сидящие за столами проверяют правильность
7 Выстроить слово детьми у доски (каждый берет свою фишку с определенным звуком и выстраивают слово, сидящие за столами проверяют).
8 Составьте предложение с этим словом.
-
- Благодарю всех, за то что справились с работой, а теперь, немного отдохнем:
Физминутка (сидящие за столами должны угадать, какая это буква)
1 Встаньте лицом друг к другу, поставьте руки на пояс друг другу.
(Какая буква получилась? Буква Н).
2 Встаньте рядом, возьмитесь за руки, опустите их вниз. Какая буква получилась? (М)
3 Положите руки на плечи друг другу. Какая буква получилась? (П)
4 Ноги вместе, руки на пояс. (буква Ф).
5. Ноги на ширине плеч, руки опустите по швам. (Л).
6. Ноги вместе, руки в стороны. (Т).
7. Ноги на ширине плеч, руки вверхускрещенные. (Х).
Взялись за руки друзья. Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки, то присядут, отдохнут.
То опять плясать начнут.
_ Молодцы! Хорошо отдохнули. Послушайте, ведь у каждого из нас есть имя. И у бабы с дедкой есть тоже имена. Хотите знать, как звали деда и бабу в сказке?
Прикрепляю картинки деда и бабы на доске. Под каждым изображением, внизу ряд картинок:
Баба ДЕД
МЯЧ КАПУСТА
АВТОБУС ОБЕЗЬЯНА
ШАР ЛИСА
АИСТ ЯБЛОКО
1 Обозначить первую букву каждой картинки.
2 По первым буквам складывают слоги, из слогов слово.
К и О – КО, Л и Я – ЛЯ= КОЛЯ
М и А – МА, Ш и А – ША = МАША.
- Какие вы молодцы, теперь знаете, как зовут бабу и деда. А какими словами вы могли бы описать героев из сказки? (дед – добрый, старый, высокий, (бабка – старенькая, добрая, ласковая, (курочка – рябая, пестрая, (мышка – серенькая, маленькая).
- А как можно ласково заменить слово БАБА? (бабуленька, бабушка, Слово ДЕД?
(дедушка, дедуля, и т. д.). Молодцы! Деду с бабой очень приятно будет, что вы знаете столько ласковых слов.
- Ну, вот, мы с вами и побывали в сказке. Вам понравилось? А теперь пора возвращаться в детский сад: «Покружись, покружись, в детский садик возвратись!».
Приглашаю за стол, где приготовлен материал для работы: соль на тарелочке, пластилин, мозаика, бумага, счетные палочки.
- Скажите пожалуйста, где мы сегодня побывали? Чем занимались? Кто из героев сказки понравился вам больше? Прошу назвать первую букву своего героя и нарисовать ее на соли, выложить мозаикой, вылепить из пластилина, выложить из счетных палочек букву.
-Молодцы, все справились и с этим заданием. Благодарю всех за внимание и активную работу. У вас на столах лежат светофорчики : зеленый, желтый и красный.
Прошу поднять зеленый светофор, кто владеет достаточной информацией по теме.
Желтый светофор – владеет, но недостаточной информацией.
Красный светофор - кто не владеет информацией по обучению грамоте.