олеся осипова
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Успехи в чтении и письме во многом будут, зависят от того как ребенок введен в грамоту и в усвоении русского языка в целом.
Публикация «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Исследования ученых позволили, установит наиболее сензитивные сроки для начала обучения детей грамоте. Подготовка должна начаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. Ребенок обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти от смыслового значения слова к звуковому.
Социальный заказ родителей, особый интерес современных детей к чтению обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относятся обучение старших дошкольников чтению. Педагоги используют прописи на печатной основе, что позволяет обучать пятилетних детей курсивному письму.
В настоящее время целесообразно устанавливать преемственность между конкретным ДОУ и конкретной школой в определении содержания и объёма работы по обучению дошкольников грамоте. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Преемственность исключит дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению в ДОУ.
Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить, что главное – учитывать особенности ребенка дошкольника, его интересы и потребности. Нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать сетку занятий, сокращать время игр и других видов деятельности.
Подготовка к школе - организация полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать). И если детский сад не решает этой задачи, то родители, как правило, быстро находят пути удовлетворения своих потребностей: ребенок начинает посещать занятия или в «школе раннего развития», или в подготовительном классе общеобразовательной школы. (И это сверх тех занятий, которые проводятся в детском саду) а если к этому добавить посещение ребенком 6-7 лет музыкальной школы, художественной студии или спортивной секции, то можно легко представить себе общую картину учебной нагрузки на современного ребенка - дошкольника. Практика подтвердила, что крен в сторону интеллектуализации образования дошкольников не даст ценностно-значимых результатов в целостном развитии личности ребенка. Главная задача взрослого (педагогов, родителей) – сохранить мир детства, помочь ребенку прожить детские годы в радости, обеспечить постепенность социального взросления.
Каковы же требования к содержанию обучения детей грамоте в современных образовательных программах.
В обновленном варианте российской программы «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой) оббьем и содержание работы по подготовке к обучению грамоте сохраняются. К концу года, ребенок должен: различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги – в словах; находить в предложении и слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Умение называть в последовательности звуки в словах предполагает навык звукового анализа состава слова.
В обновленном варианте программы сохраняется ин название отдела «Развитие речи», а подраздел или направление деятельности формулируется как «Подготовка к обучению грамоте».
Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:
1) Развитие связной речи;
2) Подготовка к обучению чтению;
3) Подготовка к обучению письму.
Эти направления должны стать обязательным структурным компонентом занятий.
Приступая к организации процесса обучения старших дошкольников, педагогу важно учитывать два момента: обучение не должно разрушать естественность жизни детей и принудительное обучение бесполезно. В процессе организованной образовательной деятельности должен главенствовать дух открытия (ничего не сообщать детям в готовом виде). Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями: подумайте, отгадайте. При подготовке и организации занятий педагог должен стремиться расширить поле активной творческой мыслительной деятельности детей, включать ситуацию спора, дискуссии, просить обосновывать свое мнение или ответ.
Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Десять советов родителям
Совет 1. Занимайтесь с ребенком регулярно, выберите направления занятий, не перескакивайте с одного вида занятий на другие.
Совет 2. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
Совет 3. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий – это даст ребенку уверенность в своих силах.
Совет 4. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.
Совет 5. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
Совет 6. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
Совет 7. Подбадривайте, поддерживайте ребенка в тех случаях, когда он испытывает трудности или у него что- то не получается.
Совет 8. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
Совет 9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые трудны и не и получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
Совет 10. Учитесь видеть не только слабые, но и сильные стороны развития ребенка. Выстраивайте занятия так, чтобы ребенок мог использовать сильные стороны своего развития.