Светлана Криницина
Мастер-класс по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой и развитию речи «Сказка «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности». К. Д. Ушинский
Цель: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей 4-5 лет
Задачи:
Публикация «Мастер-класс по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой и развитию речи „Сказка „Рукавичка“» размещена в разделах
- Варежки, перчатки, рукавички
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
активизировать интерес родителей и детей к детской художественной литературе, способствовать созданию положительного эмоционального настроения, свободному общению взрослых и детей,
Обучающие
Познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка»
Учить моделировать сказку и рассказывать ее по этой модели,
Помочь детям понять смысл поговорки «В тесноте да не в обиде».
Закрепить названия животных и их детёнышей
Развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, интонационную выразительность, логическое мышление — умение сравнивать, анализировать;
Воспитательные:
Вырабатывать учебные навыки — умение дослушивать сказку до конца
Учить слушать, не перебивая товарищей, не выкрикивать
Планируемый результат: переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с педагогами ДО;
Оборудование и материалы: костюм белочки, корзинка, карточки с загадками, рукавички со снежинками на каждого ребенка и родителя, тарелочки с кругами разного цвета и величины (маленькие кружочки- белого, серого, оранжевого, зелёного и коричневого цвета и два больших - серый и коричневый), памятки для родителей, рекомендаций и др.);
Электронное обеспечение: презентация с заданиями «Дикие животные» («Загадаю - отгадай», «Кто кем был» «Рукавичка», созданная с помощью программы - презентаций MicrosoftPowerPoint.
Комплекс технических средств: телевизор, ноутбук, флэшка
Предварительная работа: Анкетирование родителей по вопросам речевого развития детей, оформление выставки дидактических игр направленных на речевое развитие детей, индивидуальные беседы с родителями на данную тему, подготовка пригласительных, изготовление атрибутов.
Принципы отбора темы мероприятия:
-принцип активности (следование желанием родителей);
-принцип значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы)
-принцип оптимальности (выбранные темы требуют объединения усилий и совместного -принятия решений).
Ход мероприятия
1. Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята и, конечно же, родители! Я приглашаю вас немного поиграть и поучаствовать в нашем занятии по речевому развитию. Итак, ребята приглашаем наших родителей в круг.
Громко дудочка поет,
Ребятишек с мамами в круг зовет!
Вот собрался наш кружок,
Улыбнись скорей, дружок.
Рука другу, рука другу,
Передаём тепло по кругу
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, то встретила зверька и она обещала что забежит к вам в гости, а сейчас приглашайте наших родителей на стульчаки, рядом с собой.
(Стук в дверь.)
Воспитатель: Ребята, кто бы это мог быть? Это вы узнаете если отгадаете загадку
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это… (белочка)
Сюрпризный момент: заходит белочка (ребенок) с корзинкой в руках
Белочка:
Забежала на минутку
Я спешу, спешу, спешу
На ветках я грибы сушу
Орешков делаю запас
А это вот подарочек для вас (Отдает корзинку с подарками - заданиями) и убегает.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам белочка принесла? Здесь конверт, а на нем написана цифра 1. Это и есть, наверное, первое задание.
Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»
Задание № 1 Отгадайте-ка мои загадки, надо не просто ответить, а найти отгадку на картинке (или игрушку)
Это маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она
Кто это?
Дети: Мышка
Воспитатель:
Не зверь, не птица,
Всего боится.
Ловит мух-
И в воду плюх!
Дети: Это Лягушка
Воспитатель:
Ни барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета.
Для зимы другого цвета.
Дети: Это Заяц.
Воспитатель: Правильно, а какого цвета заяц зимой? (Белого)
Воспитатель: Ребята, а это еще не всё, белочка приготовила для Вас еще одну загадку
Ярко-рыжая краса.
Ловит рыбку – чудеса!
Хитро глазками сверкнёт,
Пышным хвостиком махнёт
И умчится, вдруг, в леса.
Как зовут её?. (лиса).
Воспитатель: Как лиса смотрит? Как говорится в загадке?
Дети: Хитро глазками сверкнет.
Воспитатель:
Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
Кто же это? Это …
Дети: Это поросёнок, сынок свиньи.
Воспитатель: Ребята, а свинья это дикое животное?
Дети: Нет, домашнее животное.
Воспитатель: Ребята, а давайте спросим мамочек. Какое дикое животное, похоже на свинью, его так и называют - дикая свинья? И как его называют в сказках?
Родители: Это кабан. В сказках называют кабан-клыкан, из-за его клыков.
Воспитатель:
В стае я живу в лесу,
Всем зверушкам страх несу.
Грозно вдруг зубами щелк!
Я свирепый серый. (Волк)
Воспитатель: Ребята и последняя загадка.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Дети: Это медведь.
Воспитатель: Все белочкины загадки мы отгадали. А еще белочка нам оставила (показывает корзинку) волшебные рукавички. Воспитатель показывает детям и родителям, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички. Необходимо делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох. Затем вновь положить снежинку на рукавичку, поднести ее к губам и снова подуть на снежинку. (Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.)
С неба падает зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые снежинки
Задание 2 Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку с рукавички»
(Родители выполняют вместе с детьми)
Воспитатель: Ребята, а в корзинке еще один конверт и на нем цифра…
Дети: Три
Воспитатель: Молодцы, это цифра 3 и белочка оставила нам еще одну игру "Кто кем был?"
Задание 3 Словесная игра "Кто кем был?" (Воспитатель называет дикое животное, а дети - кем оно было. В случае затруднения, помогают родители.)
Мышь - мышонком, заяц - зайчонком, лиса - лисёнком, ёж – ежонком, волк - волчонком, медведь - медвежонком, белка – бельчонком, тигр – тигренком, слон – слоненком, лев – львенком, лягушка - лягушонком… (При правильных ответах на экране появляются животные с детёнышами)
Воспитатель: Уважаемые родители, вы согласны с детьми?
Родители: Нет, лягушка была головастиком, потом лягушонком и стала лягушкой.
Задание 4 Рассказывание русской народной сказки «Рукавичка»
Воспитатель: Молодцы, какие внимательные родители! Ой, смотрите, а наша белочка еще принесла нам новую сказку. Она называется «Рукавичка» В ней мы и встретим знакомых зверей (Читает сказку, показывая на экране сюжеты из сказки)
После чтения, беседа о прочитанном в кругу.
Ребята, как вы думаете сказка вымышленная (придуманная) или из жизни?
Могло ли это произойти на самом деле? Почему?
Кто потерял рукавичку? (Дедушка)
Кто первый влез в рукавичку? (Мышка)
Как мышку называли в сказке? (Поскребушка)
Почему её так назвали? (Она все время лапками скребет) Покажите, как мышка скребет, (дети выполняют).
Кто прибежал второй? (Лягушка) по прозвищу (Попрыгушка)
Почему её так назвали? (Она прыгает, скачет) Покажите, как лягушка прыгает. (Дети показывают)
Кто прибежал третьим? (Зайчик - побегайчик)
Почему его так назвали? (Он быстро бегает и прыгает) Попрыгайте и вы, как зайчики
За зайчиком прибежала…(Лисичка – сестричка)
Какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая)
За лисичкой-сестричкой прибежал волчок - серый бочок. Как вы думаете, какой он был? (Серый, голодный, маленький, замерзший, грустный)
За волчком идёт-бредет…(кабан - клыкан)
Кто пришел последним (Медведюшка - батюшка)
Все звери уместились?
Как они чувствовали себя в рукавичке? (Хорошо)
А как вы думаете, почему им было хорошо? (Они добрые, дружные, всех пускали, хоть было мало места, никого не выгнали)
А скажите, какое животное в рукавичке лишнее, кого не могло быть?
Дети: Лягушка. Лягушки зимой спят.
Уважаемые родители, кто скажет пословицу, которая подойдет к нашей сказке?
Родители: «В тесноте, да не в обиде!»
Воспитатель: Ребята, давайте повторим все вместе! (Дети повторяют пословицу)
Дети проходят вместе с родителями за столы
Воспитатель: Посмотрите у вас на столах в тарелочках лежат кружочки разного цвета и размера. Подумайте и скажите, какой по цвету и величине кружочек будет мышкой?
Почему серый и маленький? (Мышка серенькая и маленькая)
Кто прибежал потом, каким кружочком будет лягушка? (Зеленым)
Почему зелёным (Лягушка маленькая, зелёная)
Скажите, зайчика мы заменим серым или белым кругом? (Белым)
Почему белым? (Зимой зайчик меняет шубку на белую)
Лисичка, какая? (Рыжая, возьмём оранжевый круг)
Ребята, возьмите большой серый круг и поставьте после оранжевого, это волчок -серый бочок. Как вы думаете, почему, мы так поставили? (Волчок серый и он больше мышки).
Осталось два коричневых круга, большой и маленький. Как вы думаете, каким мы заменим Кабана – клыкана и медведюшку - батюшку? (кабана маленьким коричневым, а медведюшку- большим коричневым.
В случае затруднения воспитатель и родители помогают детям.
Воспитатель: Ребята, у нас с вами получилась модель сказки, и теперь мы попробуем рассказать сказку, используя модель.
Воспитатель периодически допускает ошибку (называя рукавичку теремком). Дети замечают и исправляют воспитателя. Воспитатель обращает внимание детей что сказка «Рукавичка» действительно похожа на сказку «Теремок»
Дети с помощью взрослых по очереди рассказывают сказку
3. Заключительная часть
Рефлексия (подведение итогов)
Дети, стоя в кругу, вместе с родителями рассказывают, чем они занимались, что им понравилось, что понравилось родителям, что они полезного взяли для себя.
Кто приходил в гости?
Какие задания мы выполняли?
Какая загадка вам запомнилась?
Что вам больше всего понравилось?
А как вы думаете, что понравилось вашим родителям?
А что понравилось мне?
Дети и воспитатель благодарит родителей за участие в мастер – классе, и просит написать свои впечатления об увиденном, пожелания, что хотели бы еще узнать о речевом развитии детей.