Приложение МААМ

Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста»

Алена Александровна Иванова
Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду:

1) чтение и рассказывание художественной литературы (пересказ)

2) заучивание стихотворений

1. Методика по заучиванию стихотворений (по методике А. М. Бородич, Е. И. Тихеевой)

-вводная беседа (подготовит детей к восприятию)

-педагог выразительно читает стихотворение

- провести небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении (вопросы по содержанию, помогут уяснить основную мысль. Объяснение непонятных слов)

- чтение воспитателя с установкой на запоминание

Публикация «Мастер-класс „Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

- заучивание стихотворения, используя приемы

- воспроизведение стихотворения ребенком

2. Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу (По методике А. М. Бородич, Е. И. Тихеевой)

1. Подготовка детей к восприятию нового произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

• определение сюжетной линии (основной прием: вопрос – ответ);

• определение и уточнение грамматически оформленного содержания (как о чем-либо говорится в тексте)

4. Повторное чтение, обобщающее результаты разбора.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек).

7. Анализ пересказов детей.

Пример пересказа сказки «Лиса и журавль»

1. Организационный момент.

Игра «Назови предмет»

Воспитатель называет обобщающее понятие, а ребенок — предметы, входящие в это понятие.

2. Объявление темы.

Воспитатель: Если вы ждете гостей, то, как готовитесь к их приходу? (Ответы детей.)

3. Чтение сказки с последующим обсуждением

Воспитатель: Сегодня мы узнаем, как встречали друг друга Лиса и Журавль в сказке.

Лиса и журавль

Русская народная сказка

Подружилась лиса с журавлем. Вот вздумала лиса угостить журавля, и пошла, звать его к себе в гости:

— Приходи, журавль! Приходи, дорогой. Уж вот как тебя я угощу!

Идет журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

— Покушай, мой голубчик, сама стряпала! Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке. Стучал, стучал - ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу. Так всю кашу сама и съела. А как съела лиса кашу и говорит:

Не обессудь, гость дорогой. Больше потчевать нечем.

— Спасибо, лисонька, и на этом. Приходи же ты теперь ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю. А журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин с узким горлышком. Поставил кувшин на стол и говорит:

— Кушай, лисонька! Право, больше потчевать нечем.

Лиса вертится около кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет-то его, и понюхает, все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А журавль стоит на высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает. Клевал да клевал, пока все не поел.

— Ну, не обессудь, лисонька, больше угощать нечем, — говорит.

Пошла лиса домой несолоно хлебавши.

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

4. Разбор новых слов и словосочетаний:

- потчует – угощает;

- обессудь- не обижайся;

- не солоно хлебавши - ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях.

5. Воспитатель задает детям вопросы по содержанию.

— Как встретила Лиса Журавля?

— Почему Журавль не смог съесть угощение?

— А как поступила Лиса?

— Как Журавль встречал гостью?

— Смогла ли она поесть вдоволь?

— Что значат слова «Как аукнулось, так и откликнулось»?

— Почему перестали дружить Лиса и Журавль?

6. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

7. Пересказ сказки.

8. Итог занятия.

— Почему не получилось дружбы у Лисы и Журавля?

Пример заучивания стихотворения

1. Организационный момент

Игра «Ветер подул» (Ведущий называет два имени и считает до трех. Кто вперед сядет на стул)

2. Вводная часть:

Послушайте мою загадку и отгадайте о каком зверьке мы будем сегодня разговаривать:

Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжий хвост, а не лисица. (Белка)

- Давайте поиграем в игру и назовем слова, характеризующие белочку.

Начинаем игру (можно передавать мяч): белочка – какая она? (быстрая, коричневая, шустрая, пугливая, смешная, озорная, пушистая, маленькая, смешная, запасливая, красивая, задиристая, ловкая, деловая, игривая и т. д.)

3. Послушайте стихотворение про белочку:

- А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т. е. говорю громче, чем другие). Стихотворение называется «В домике у белки», написала Татьяна Иванова.

Чисто в домике у белки-

Дети вымыли тарелки.

Окна вымыли до блеска,

Постирали занавески.

Пол убрали, чисто в печке,

Постирали вещи в речке.

Пыль во всех углах достали

И игрушки все собрали

Зеркало протерли тряпочкой,

Ровно выставили тапочки.

Заварили чай с малинкой

И лимона половинкой

Мама белка очень рада-

Ее славные бельчата

Помогают ей всегда.

Там, где чисто- доброта!

4. Вопросы по содержанию стихотворения.

- Как называется стихотворение?

- Кто помогал белке наводить порядок?

- Как помогали, что сделали?

- Что сделали с вещами, с тапочками?

- Радовалась или огорчалась мама белка помощи бельчат?

5. Сегодня, ребята, мы будем учить наизусть стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих, прием на запоминание: картинки по стихотворению).

- Запомнили? Прием: договаривание фразы, по цепочке произношение «Одно словечко на каждого человечка». Кто попробует и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).

Публикации по теме:

Презентация «Деловая игра «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой» Цель: Закрепить знания педагогов по данной теме. Продолжать формировать умения критически относиться к методическим пособиям и творчески.

Конспект открытого занятия по речевому развитию посредством ознакомления с художественной литературой «Пойманная птичка»Конспект открытого занятия по речевому развитию посредством ознакомления с художественной литературой «Пойманная птичка» Конспект открытого занятия по речевому развитию, через ознакомление с художественной литературой «Пойманная птичка», с детьми подготовительной.

Консультация для воспитателей «Методика работы с книгой в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой» Современные дети стали мало читать. Для получения информации, чтобы «быть в курсе» они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из.

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой через сказкотерапию» Данный мастер класс будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, так как он содержит современные формы организации совместной деятельности.

Мастер-класс «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Ознакомление дошкольников с жанрами художественной литературы происходит.

Методика работы по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста В Законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей.

Методика реализации проектной деятельности в воспитании этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста Методика реализации проектной деятельности в воспитании этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное.

План по самообразованию «Воспитание основ экологической культуры детей посредством ознакомления с художественной литературой»План по самообразованию «Воспитание основ экологической культуры детей посредством ознакомления с художественной литературой» Основные цели, которые я ставлю перед собой: -развитие экологической воспитанности детей через художественную литературу. Основные задачи:.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 06:10
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Александровна Иванова (УИ 798327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД