Татьяна Княжева
Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ткрытое занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.
Воспитатель Княжева Т. В.
Цель.
-Познакомить детей с русской народной сказкой «Жихарка».
-Познакомить с новым словом «Удаленький», помочь понять его значение, расширить словарный запас детей. (домовничать)
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
-Уточнить и конкретизировать представление детей о том, что есть вещи, сделанные из метала, а есть из дерева;
-учить находить эти вещи в ближайшем окружении.
Предварительная работа:
1. Знакомство детей с русскими народными сказками
2. Беседа о смелости, заучивание пословиц о смелости.
3. Рассматривание домашней утвари с применением загадок о ней.
4. Знакомство детей с металлом и деревом.
Ход занятия
1. Звучит русская народная мелодия. Дети входят в зал, оформленный элементами русской народной избы. Навстречу детям выходит хозяйка избы.
Хозяйка: День добрый, детушки-касатушки!
Проходите не стесняйтесь.
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Давайте знакомиться. Я хозяйка в этом дому. Я тут домовничаю – это значит что я занимаюсь тут домашним хозяйством (Обед варю, да по дому прибираю.
Русь деревянная - края дорогие. Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные. Раздольные русские песни поют.
А почему Русь называют деревянной, вы знаете? (Ответы детей)
Хозяйка: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева. И полы, и потолок, и стены и мебель и посуда. Из
обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы (Показывает шкатулку).
Наша изба - ровно тепла. Дом вести не лапти плести.
Мы знаем много старинных домашних предметов. Попробуйте отгадать, о чем я говорю:
«У нее в печурочке - золотые чурочки» (Дрова в печи)
«Два брюшка, четыре ушка» (Подушка)
«Черный конь скачет в огонь» (Кочерга)
Разойдитесь посмотрите все предметы, они стоят на столах. А теперь девочки подойдут к предметам из дерева, а мальчики к предметам из металла.
2. Дидактическая игра «Найти правильно»
(Дети выполняют задание. Потом вместе проверяют его. Игра повторяется. Девочки выполняют задание мальчиков. При проверке задания воспитатель использует слова: «Маленький» и «Удаленький»).
Хозяйка: А еще у меня вот что есть (Достает ложку).
-Вот какая ложечка точеная, ручка золоченая. Это ложечка одного маленького, удаленького мальчика.
-Дети, а вы большие человечки или маленькие? (Дети отвечают).
Хозяйка: Значит вы еще маленькие человечки. Иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал» или «Маленький да удаленький» Что это значит? (Дети отвечают).
Хозяйка: Это означает, что маленький мальчик или девочка находчивые, сообразительные, смелые. Послушайте пословицу о смелости: «Смелому человеку никакое дело не страшно» А вы знаете пословицы о смелости? (Дети отвечают).
Хозяйка: А эта ложечка одного маленького, удалого мальчика Жихарки. Жихарка - это и есть удалец.
А теперь приготовьте глазки, ушки.
Расскажу я вам сказку.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
3. Сказка «Жихарка»
Хозяйка: Видите, какой находчивый был Жихарка. Так по доброму и закончилась наша сказка.
Покажите, как свернулся кольцом на лопате Жи-харка, покажите веселое, испуганное, хитрое выражение лица Жихарки.
— Расскажите, каким вы представляете себе Жихар-ку. Он был маленький, как. (воспитатель побуждает детей к сравнению).
— Можно ли о нем сказать, что он удалец? Почему? Объясните. Какими еще словами можно сказать о Жихарке?
— Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали. Вспомните, как про это сказано в сказке.
(«Кот лапкой слезы утирает, петушок крылышком подбирает».) Как сказать по-другому об их настроении? (Грустили, переживали, печалились, страдали.
— Вспомните, как раскладывал ложки Жихарка?
(Это ложка простая-Петина, это ложка простая - котова, а эта не простая, точеная, ручка золоченая,-Жихаркина.)
— Как вы думаете, Жихарка — веселый человечек?
— Какое выражение лица больше всего подходит Жихарке?
(пиктограмма)
Воспитатель выслушивает мнения детей и подводит их к мысли, что Жихарка удалой, сообразительный, не теряет уверенности в себе, всегда веселый.
А почему такой добрый конец у сказки? (Дети отвечают).
Хозяйка: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».
А сейчас мы с вами проверим, кто же похож на Жихарку. Я прочитаю вам строчки из сказок, а вы должны узнать эти сказки и найти к ним рисунки.
1. «Вы козлятушки, вы ребятушки.».
2. «. .Сяду на пенек, съем пирожок.»
3.«Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весной растаяла у лисы избушка, она пришла ко мне в гости погреться, да меня же и выгнала.»
Хозяйка: Молодцы! Вот сколько находчивых и смелых героев мы нашли. Как мы их называем?
Правильно: «Маленькие да удаленькие».
4. Мы с вами тоже маленькие да удаленькие, давайте поиграем в игру «Карусель»
«Эй! Кого на праздничной неделе
Не катала на карусели!
Все сюда ко мне сбегайтесь
И бесплатно покатайтесь».
Смотрите, какая красивая карусель. Берите по ленточке и слушайте внимательно.
Игра «Карусель»
Хозяйка:
Раз-два, раз- два.
Вот и кончена игра!
Жил был Колоброд,
Он развел огород,
Уродился огурец
Играм, скачкам конец!
А теперь пришла пора нам проститься. До свидания, гости дорогие! (Дети прощаются и выходят из зала под русскую народную музык).
Цель: Учить рассказывать сказку от имени героев, моделировать поведение персонажей. Развитие связной речи, коммуникативных навыков; гармонизация эмоционального состояния. Формирование критического мышления. Воспитание дружелюбного отношения друг к другу.
Адресат: Дети среднего дошкольного возраста, а также дошкольники, имеющие нарушение моторной координации.
Пособия: Магнитофон, записи веселой и спокойной музыки, маски с изображением героев сказки, текст и иллюстрация сказки, стулья и коврики по количеству детей, листы бумаги, краски, салфетки, мусорная корзина, декорации в виде домика и нескольких деревьев.
Словарная работа: Активизировать в речи слова зимовье, подсолнух.
Предварительная работа: Знакомство со сказкой “Зимовье зверей”, обсуждение отличительных особенностей каждого героя, рассматривание подсолнуха (или его иллюстрации).
Ход занятия
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку. Но только на чем мы туда поедем? Как нам в нее попасть?
- А может, мы построим волшебный паровоз, который сможет нас доставить?
Под веселую музыку ребята “строят” паровоз, взяв друг друга за плечи, и едут. Остановившись, закрывают глаза и хором произносят: “Раз, два, три, в сказку попади”.
Затем дети рассаживаются на коврики, которые заранее постелены полукругом.
- Вот мы и приехали в сказку. Но в какую? Вы знаете?
Показ иллюстрации.
- Теперь вы догадались в какую?
- Кто ее герои?
- О чем узнали из этой сказки?
- Что вы думаете о поступках животных?
- Какой герой понравился больше? Почему?
- Какого героя вы осуждаете? Кто, по вашему мнению, повел себя не правильно? Почему?
- Как вы думаете, что чувствовал себя бык, когда все животные отказались строить дом? Когда угрожали ему? Когда спасли его?
- У каждого героя есть свой характер и ведут все они себя по-разному. Как вел себя бык (баран, свинья, гусь, петух, лиса, медведь, волк? (Воспитатель помогает в подборе определений, корректирует ответы).
Далее распределяются роли по желанию детей либо воспитатель сам выбирает с учетом особенностей личностных качеств ребенка, ассоциируемых с характером сказочных персонажей. Раздает маски.
После чего воспитателем рассказывается сказка (Приложение 1, произнося только слова автора, одновременно дети проигрывают ее.
- Молодцы! Здорово получилось!
- Кто чувствовал себя не уютно в роли своего персонажа? А кому, наоборот, очень понравилось быть именно этим героем?
- Жаль, но со сказкой необходимо попрощаться. Давайте закроем глаза и произнесем слова: “Раз, два, три, из сказки выходи”.
“Строится” паровоз, на котором ребята возвращаются в группу.
- В сказке героям помогла справиться с опасностью дружба. Но и у нас в группе все ребята дружат друг с другом. А вот как дружат наши пальцы на обеих руках, мы сейчас посмотрим.
Дети стоя выполняют движения пальцами и кистями рук под слова воспитателя:
(Руки соединены в замок, кисти поворачиваются вправо и влево. Кончики пальцев находятся вместе).
Один, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. (Поочередное касание пальцев, начиная с мизинцев).
Один, два, три, четыре, пять – мы закончили считать. (Поочередное касание пальцев, начиная с больших).
Встряхивание кистей. (Повторяем 2 – 3 раза).
Включается тихая спокойная музыка, дети рассаживаются на коврики.
- Дружба важна не только в нашей жизни и жизни героев, но и у растений дружба тоже очень ценится. Например, у подсолнуха все семечки находятся в середине и очень дружат между собой. Именно поэтому подсолнух такой красивый. Давайте представим себя маленькими семечками, которые вырастают в большой красивый подсолнух.
“Теплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из росточка вырос прекрасный подсолнух. Нежится на солнце подсолнух, подставляя теплу и свету каждый желтый лепесток, поворачивает свою изящную и гордую голову”. (Все дети изображают семечки – опускаются на корточки, затем растут – поднимают руки (бутон, на лице улыбка).
- Ой, а мы с вами и не заметили, что у нас на столе что-то стоит. Что же там? (листы бумаги, краски, салфетки)
- Сейчас мы попробуем изобразить, что чувствовал бык, когда животные отказались ему помочь. Какое у него было настроение? Какие цвета, по вашему мнению, для этого подходят?
- А чем же мы будем рисовать, ведь кисточек нет?
Рисуют пальцами, используя темные цвета, пытаясь изобразить обиду быка.
- Разве красивые рисунки получились? Нужно нам такое настроение?
- Тогда сомнем их и выкинем в ведро.
- Каким стало настроение быка после того, как животные спасли его?
- Какие цвета подойдут для изображения?
- Вот эти яркие, красочные рисунки мы сохраним. Наше настроение должно быть таким же, как они. Молодцы!
Моем руки.
- Что же на занятии мы делали? Куда ездили?
- Что было потом?
- Что запомнилось больше?