Гаврюшкина Людмила Николаевна
Консультация для родителей «Нарушения обработки сенсорной информации»
▼ Скачать + Заказать документы
К сожалению, у некоторых детей наблюдаются нарушения обработки сенсорной информации. Это означает, что информация от органов чувств воспринимается иначе, чем у большинства людей. Эти нарушения могут проявляться в двух формах:
• Гиперчувствительность (сенсорная сверхчувствительность)
В этом случае сенсорный опыт воспринимается слишком интенсивно, вызывая дискомфорт, раздражение и даже болезненные ощущения. Ребенок может избегать определенных текстур, звуков, запахов или зрительных стимулов, что может ограничивать его участие в повседневной жизни.
• Гипочувствительность (сенсорная недостаточность)
При гипочувствительности реакция на сенсорные сигналы недостаточная, ощущения могут быть "пропущены". Ребенок может стремиться к дополнительным сенсорным стимулам, например, постоянно трогать предметы, громко разговаривать или раскачиваться.
Примеры нарушений:
• Ребенок с гиперчувствительностью к звукам может закрывать уши при громком разговоре или плакать на детской площадке из-за шума.
• Ребенок с гипочувствительностью к тактильным ощущениям может не замечать, что у него грязные руки, или не чувствовать боли при небольших травмах.
• Ребенок с проблемами сенсорной интеграции может испытывать трудности с координацией, например, ему сложно ловить мяч или завязывать шнурки.
Игры и упражнения для сенсорного развития:
Для развития сенсорных навыков и интеграции можно использовать различные игры и упражнения. Например, можно предложить ребенку:
Тактильные игры: Игры с песком, водой, различными тканями, крупами.
Зрительные игры: Игры с цветами, формами, узорами, поиск различий, лабиринты.
Слуховые игры: Угадывание звуков, игры с музыкальными инструментами, прослушивание сказок.
Игры с запахами: Угадывание запахов, создание собственных ароматов.
Вкусовые игры: Дегустация различных продуктов, определение вкусов.
Сенсорное развитие – это сложный и многогранный процесс, который играет ключевую роль в общем развитии ребенка. Понимание важности сенсорной интеграции и ее влияние на поведение, обучение и социальное взаимодействие – это первый шаг к созданию поддерживающей и стимулирующей среды для наших детей.