Elena Schuvalova
Организация кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум.
Тема «Организация кружковой работы по опытно – экспериментальной деятельности детей в ДОУ» (из опыта работы)
Воспитатель: Шувалова Елена Алексеевна
Оглавление.
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Актуальность детской опытно – экспериментальной деятельности. Организация работы кружка «Юные исследователи»
Публикация «Организация кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности детей в ДОУ» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2.2. Цели и задачи работы кружка по опытно – экспериментальной деятельности с детьми в детском саду.
3. Заключение.
3.1. Что дает опытно – экспериментальная деятельность с детьми.
3.2. Проведение опыта с участниками семинара – практикума
«Вода в стакане».
3. Список использованной литературы
Введение.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев
Слайд № 2.
Современные дети живут в эпоху компьютеризации и информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, проходит через все сферы деятельности ребенка. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира, они сами по себе уже являются исследователями, проявляя интерес к различного вида исследовательской деятельности – к экспериментированию. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, большое значение в развитии личности ребенка, в формировании его интеллектуальных способностей, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а также, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». А саморазвитие личности возможно лишь тогда, когда в деятельность ребенка включается не только внешняя активность, но и внутренняя психологическая основа.
ФГОС ДО уделяет особое внимание познавательно – исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, как одной из важнейших направлений работы с детьми.
Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предполагает, что ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, наблюдать, экспериментировать.
Опыты и эксперименты помогают, также, развивать логику, мышление, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живыми и неживыми объектами природы.
Основная часть.
2.1. Наблюдая за детьми своей группы, я часто замечала, что некоторые из ребят очень часто в своих играх уделяют много время некоторым одним и тем же предметам - объектам природы, живой либо неживой, изо дня в день возвращаются к игре с ними, производят какие-либо действия с ними. Часто задают вопросы: а почему он такого-то цвета, так блестит, почему не бьется и др. И чтобы найти ответы на интересующие детей вопросы я предложила им создать в группе опытно – исследовательскую лабораторию и попытаться самим ответить на все вопросы.
Для достижения этой цели я перед собой поставила задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Привлечь родителей к созданию в группе условий для организации опытно - экспериментальной деятельности, т. е. к созданию исследовательского уголка.
Родители с удовольствием откликнулись и в короткий срок у нас уже была создана мини-лаборатория, которую я разделила на несколько центров:
• центр воды и песка;
• центр «Воздух»;
• центр «Наука и природа»;
• центр «Кулинария»;
• центр «Творчество»;
• центр «Всякая всячина».
Имея такую лабораторию я решила организовать кружок. Кружок назвали «Юные исследователи».
Слайд № 3.
2.2. Цель работы кружка : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Исходя из данной цели были поставлены и задачи:
1. Развитие познавательного интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
2. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
3. Развитие умений пользоваться материалами и приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов.
4. Развитие у детей умственных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
5. Социально – личностное развитие: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляция своих действий.
6. Формирование стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Слайд № 4.
На основе целей и задач, имеющегося оборудования и материалов для организации опытно – экспериментальной деятельности в группе, я составила перспективный план работы кружка. У меня получилось 7 направлений, это:
1. Экспериментирование с песком, глиной.
2. Экспериментирование с водой.
3. Экспериментирование с воздухом.
4. Экспериментирование с предметами.
5. Наблюдение за жизнью растений.
6. Человек.
7. Интересное рядом.
Разработали вместе с детьми правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Работу кружка начали со второй младшей группы.
Слайд № 5.
В работе с детьми я применяла педагогическую технологию, направленную на развитие у детей интереса к экспериментированию, которая строилась на
взаимодействии взрослого и ребенка;
- на решение проблемных ситуаций;
- на создание предметно-развивающей среды, стимулирующей экспериментирование;
- на обеспечение перехода от манипулирования с предметами и материалами к результативному экспериментированию.
Использовала такие принципы в работе, как:
- увлечь детей интересным содержанием материала, умственным напряжением; дать возможность ребенку почувствовать свою причастность к открытиям.
При организации совместной образовательной деятельности я включала разнообразные обследования предметов и материалов всеми органами чувств человека; в сюжете использовала игровую и познавательную мотивацию; сравнительные характеристики объектов.
С каждой возрастной группой задачи расширялись и усложнялись, усложнялись и эксперименты. Добавлялся материал в нашу мини-лабораторию.
В работе кружка были заняты все дети группы, так как всем ребятам это было интересно и я не могла кого-то не взять, не привлечь к данной деятельности. Кружок проводился 1 раз в неделю. Но дети по желанию могли в любое время под руководством взрослого или самостоятельно (в старших группах) поиграть в центре экспериментирования, он был доступен постоянно.
Проведенные опыты мы зарисовывали, оформляли в альбомы и папки.
В своем детском саду делилась опытом организации данного кружка, проводила мастер-класс, приглашала коллег на открытые просмотры кружковой работы.
- Родители принимали активное участие в работе кружка. Некоторые родители изъявили желание поучаствовать в самом процессе работы кружка. Вместе с детьми они изготовили магниты из гипса, варили мыло, работали с бумагой : делали новогодние игрушки и украшения.
В подготовительной группе мы с детьми ходили к детям младших групп, показывали для них интересные опыты. Малыши смотрели завораживающе и приглашали нас еще.
Создали картотеку опытов и экспериментов по разным возрастам.
Заключение.
Слайд № 6.
3.1. Что же дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает неуверенность и нерешительность в себе. У него просыпается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарищей, готовность прийти им на помощь.
Наблюдая за своими детьми, я увидела значительные положительные результаты работы нашего кружка?
- у детей повысилась познавательная активность в процессе опытно – экспериментальной деятельности;
- повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы;
- дети научились высказывать свои предположения при наблюдениях и опытах;
- дети могут проводить элементарные опыты и эксперименты самостоятельно;
- развились коммуникативные навыки;
- дети больше стали интересоваться познавательной литературой, всевозможными энциклопедиями, многие родители выписали детские познавательные научные журналы: «Отчего и почему», серия Рюкзачок «Мир путешествий», «Веселый зоопарк» и др.
3.2. А сейчас я хочу предложить вам провести вместе со мной один из интересных экспериментов, который мы проводили с детьми в подготовительной группе.
Слайд № 7
Опыт «Вода в стакане со свечой».
Проблема: Что будет, если зажечь свечу в тарелке с водой и накрыть ее стаканом?
Материал: Тарелка, свечка, спички, цветная вода, пустой прозрачный стакан.
Ход эксперимента. Наливаем в тарелку окрашенную воду, примерно, 1стакан. Ставим в воду свечку, зажигаем ее, накрываем стаканом. Свечка погасла, воздух в стакане начал остывать, при остывании воздуха его давление уменьшилось, чем ниже температура, тем меньше давление воздуха. Под действием давления воздуха снаружи, вода зашла в стакан.
Вывод: Вода заходит в стакан под действием давления воздуха снаружи.
Литература.
1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» - М. ; Творческий центр «Сфера», 2005.
2. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» - Волгоград: Учитель, 2013
3. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы». Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М. ; «Сфера», 2004.
4. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». М. ; «Сфера», 2004
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.