Маликова Вера
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Тайны воздуха» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер — класс по опытно-экспериментальной деятельности для детей смешанной ранней группы.
Тема: «Тайны воздуха»
Цель мастер-класса : формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей; развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования.
Программное содержание:
1. способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
Публикация «Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности „Тайны воздуха“ для детей средней группы» размещена в разделах
2. развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
3. воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
4. познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
5. Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Методические приемы: беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки для коктейля, листы бумаги, картона, веера, сделанные из бумаги, акварельные краски, альбомные листы бумаги, кисти, стаканчики-непроливайки, одноразовые шапочки, белые халаты – все выше перечисленное по количеству детей. Воздушные шары, три стеклянные баночки с крышками, проектор.
Место проведение: групповое помещение, в котором возле одной из стен стоят столы с материалом для опытов. На стену, возле столов, с помощью проектора выведена картинка лаборатории.
Ход мастер-класса :
Воспитатель: «Расскажи - и я забуду,
Покажи – я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица.
Дети, по своей натуре, - это любознательные исследователи, шаг за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.
Поддержать этот здоровый интерес, направить его в нужное русло познания и обучения помогает опытно-экспериментальная деятельность. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Процитирую вам выдержку из ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Цель моего мастер-класса это представить опыт работы по «Познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» на примере нескольких опытов с воздухом.
Воспитатель: Я приглашаю сюда участников моего мастер-класса : это воспитанники смешанной ранней группы детского сада №4. Добрый день, ребята. Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
А сейчас давайте встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
Воспитатель и дети:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день!”
(Игра на общение).
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это с синим шариком? Он какой-то некрасивый, маленький. А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и большим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую. Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Замечательно, умницы. В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Ребята, а вы поможете мне их назвать?
Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Превосходно, вы просто настоящие ученные. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся туда и будем проводить опыты.
Дети и воспитатель шагают по кругу, произнося следующие слова:
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Предлагаю Вам одеть специальную защитную одежду для проведения опытов. Готовы? Вперед. Начнем наши опыты.
Опыт № 1. «Поймай воздух»
Воспитатель: А как вы думаете, где живет воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый. А как можно обнаружить воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам поймать воздух. А как мы можем это сделать? Чем мы можем поймать его? Смотрите у нас на столе лежат разные предметы, какой выберем для опыта? Давайте проверим?
Ответы детей.
Воспитатель: Все согласны с Антоном? Отлично! Тогда скорее берите на столе пакетики, посмотрите, что находится в них?
Дети: Ничего.
Воспитатель: Все верно, Соня. Если воздух окружает нас повсюду, как вы сказали, то тогда давайте попробуем его поймать в наши целлофановые пакеты.
Воспитатель «ловит» пакетом воздух и закрывает его. Дети повторяют за ним.
Воспитатель: Чем наполнился пакет?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Превосходно. И какой мы сделаем вывод?
Ответы детей.
Воспитатель: Замечательно, ребята. Вы правильно ответили. Оказывается, воздух прозрачный, невидимый, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете, друзья?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо. А давайте проверим?
Опыт № 2. «Воздух внутри нас»
Воспитатель: Смотрите, ребята, что это у нас стоит на столе? Что с этим можно сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Я очень рада вашему решению! Что вы видите в стаканчиках?
Дети: Вода.
Воспитатель: Замечательно, вы правильно ответили. А теперь возьмите трубочки, опустите ее в стакан с водой и подуйте в нее. Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети дуют в трубочки, а потом делятся впечатлениями: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие интересные предположения, Ева. Действительно, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Но на этом наши чудеса не заканчиваются. Давайте совершим еще одно волшебство с воздухом.
Опыт №3. «Движение воздуха»
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли почувствовать воздух? Давайте проверим. Пойдем дальше? Перед вами лежат различные предметы – веер, лист бумаги, картонка. Выберите, какой вам нравится. А теперь попробуйте, помашите веером, листом бумаги или картона возле своего лица. Что вы чувствуете?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну, вы просто настоящие эксперты. Правильно, мы почувствовали движение воздуха. А как называется это движение воздуха?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Отлично, супер – действительно из-за движения воздуха получается ветер.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы
Влево – вправо, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг,
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора! (Движения выполняются согласно словам текста).
Опыт № 4 “Узнай по запаху”.
Воспитатель: А подскажите мне ребята, а мы можем почувствовать запах воздуха? Как?
Ответы детей.
Воспитатель: Смотрите, что это стоит на нашем столе? Наверное, это волшебные баночки. Посмотрите, а в них что-нибудь есть? Как вы думаете, они пустые или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы все верно сказали - они пустые, тогда я предлагаю каждому из Вас взять по очереди по баночке, открыть и понюхать, чем пахнет?
Дети по одной открывают баночки и по очереди нюхают, а затем называют запах, какой они почувствовали.
Воспитатель: Какие интересные предположения, замечательно. Действительно, воздух в первой баночке пахнет апельсином. Во-второй, чесноком. В-третьей, ничем не пахнет. Как вы думаете, почему баночки пустые, а пахнут по-разному?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, я согласна с вами, все верно вы сказали. Собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Например, по запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Друзья, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, эта техника называется кляксография. Может быть попробуем?
Ответы детей.
Воспитатель: Отлично, тогда все дружно повторяем. Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Подходите, пожалуйста, к нашему следующему столу, и я вам все покажу.
Воспитатель показывает технику кляксографии: кистью капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
Дети пробуют рисовать.
Воспитатель: Браво, у вас замечательно получается. Итак, мы сегодня провели множество опытов с воздухом. А скажите, вам понравилось проводить опыты? Что мы хотели с вами узнать, и получилось ли это у нас?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Волшебный шарик”. Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Дети передают шарик друг другу и отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Если мы не видим воздух, значит он какой?
Ребенок: Невидимый.
Воспитатель: Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой?
Ребенок: Прозрачный.
Воспитатель: Если он не имеет цвета, значит он какой?
Ребенок: Бесцветный.
Воспитатель: Зимой на улице воздух какой?
Ребенок: Холодный.
Воспитатель: А какой воздух около костра?
Ребенок: Горячий.
Воспитатель: А если мы проветрим нашу группу, какой будет воздух?
Ребенок: Свежий, чистый, прохладный.
Воспитатель: Наша познавательное занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными, вы много узнали сегодня интересного. Спасибо большое вам всем: Соне и Еве за старательность, Сергею и Антону за интересные идеи. Мои дорогие помощники, я хочу вам вручить медали настоящих знатоков и ученных.
Воспитатель вручает ребятам медали. Ребята становятся с воспитателем рядом, лицом к гостям.
Воспитатель: Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! Спасибо всем большое за внимание!