Вера Кузьмина
Мастер-класс «Нейропсихологические приемы ритмизации речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Основа всей жизни человека - ритм,
данный каждому его природой, дыханием.
К. Станиславский
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию нейропсихологических приемов ритмизации речи дошкольников.
Задачи:
- Представить участникам мастер-класса методы и приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Нейропсихологические приемы ритмизации речи дошкольников“» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2021
- Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства.
- Показать практическую значимость использования игровых упражнений, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на занятиях.
Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, видеоматериалы.
Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ (воспитателей, музыкальных руководителей, логопедов) по использованию различных нейропсихологических приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса :
• Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
• Опыт работы по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством нейропсихологических игр и упражнений
• Практическая часть – показ с участием педагогов некоторых нейропсихологических игр и упражнений (видео)
Ожидаемый результат: участники получат опыт использования игровых упражнений, способствующих развитию у детей чувства ритма.
ХОД:
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое ритм? Ритм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т. п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо.
Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи : слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи.
Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, т. к. у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Игровые упражнения на развитие чувства ритма, необходимо включать уже с младшей группы и даже ранее.
Диагностика ритмического восприятия :
1. Беседа с ребенком. Если ребенок не произносит целиком слово, значит нарушена слоговая и ритмическая структура слова. В предложении могут быть пропуски предлогов, слов (не удержание количества слов).
2. Просим ребёнка посчитать, сколько ударов было.
3. Просим ребёнка прохлопать такое же количество ударов.
4. Просим ребёнка повторить ритмический рисунок.
5. Обращаем внимание на моторное развитие ребё нка: как ползает, ходит, умеет ли делать поскоки, не подволакивает ли ногу.
Опыт работы по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством нейропсихологических
игр и упражнений
Представленные ниже игры и упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие. Актуализируется неречевой слуховой гнозис, кинетический фактор, регуляция и контроль, развиваем навык работы по показу и по словесной инструкции, навык моторного планирования (смены моторных программ).
Использовать данные игры можно как в свободной деятельности детей, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физкультминутку.
Отстукивание или отхлопывание ритма (автоматизация в слогах, словах)
В игровой форме детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма : отхлопывание в ладоши, отстукивание разными предметами по столу (карандашом, камешком, игрушками, мячом об пол, протопывание и другие. Вот некоторые из предлагаемых детям заданий. Выполнение заданного взрослым количества движений. «Хлопай, не зевай, правильно считай…» (хлопнуть в ладоши или выполнить другое действие) столько раз, сколько… (раз я кивну головой, кубиков на столе, точек на стороне кубика и т. д.). Выполнение заданного взрослым количества движений в разном темпе и с разной интенсивностью. «Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) медленно (быстро, сильно, слабо) столько раз, сколько…» (листочков, подсказывает цифра и т. п.).
Прохлопывание ритмов по показу или образцу (картинки) можно использовать при запуске речи, где каждое движение соответствует словам: тук, хлоп, топ.
Упражнение «Барабанщик» (автоматизация в слогах, словах)
Ребёнок кладёт руки на стол, кисти приподняты. Взрослый отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмический рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна. Возможны разные варианты предлагаемых ребёнку заданий, например, «Повтори ритм указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук», «…сначала указательным пальцем правой руки, а потом мизинцем левой», «…одновременно средним пальцем правой руки и мизинцем левой» и т. д. и т. п.
Упражнения со стаканчиками (по показу)
Изображение ритма
Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.
Воспроизведение ритма по заданному рисунку
Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе, а также изображён с помощью разных предметов на бумаге. Следует отметить, что ритмические рисунки постепенно следует усложнять. Картинки можно подбирать с учётом изучаемой в настоящее время лексической темы.
Ритмические задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка
Педагог разъясняет значения символов: закрашенный круг – сильный удар (хлопок); не закрашенный – слабый удар (хлопок). Затем показывает символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия.
Перед ребёнком – ряд, расположенных таким образом, чтобы создавался определённый ритмический рисунок. Дети должны воспроизвести заданный ритм.
Выкладывание камешков или другого материала на слоги (можно использовать обе руки, проговаривание слов с помощью камешков
Ритмическая артикуляционная гимнастика, выполняемая под счёт с элементами биоэнергопластики
Кулак-ребро-ладонь (автоматизация трехсложных слов, кулак-ладонь (автоматизация двухсложных слов)
Использование мячей в ритмических упражнениях (стаканчиков, шишек и т. д.).
Ритмические упражнения :
1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот
2. передача соседу и наоборот.
3. по кругу
4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая)
5. вариации.
Ритмичное отбивание мячом слов (по слогам) и знакомых стихотворений (по словам, мяч бросать одной рукой, ловить другой. Вариант усложнения – одновременно двумя мячами.
Музыкально-ритмические игры
Подвижные упражнения (с обручами, «классики») под ритмичную музыку
Игры с цветными карточками (по показу, стаканчиками (со сменой позиции)
Литература:
1. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М. : Айрис-пресс, 2006
2. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. СПб. : Дельта, 1997
3. Интернет-ресурсы