Альфия Нуриева
Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»
Подготовила: Альфия Нуриева.
Цель: -повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста;
-познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Выступление на семинаре-практикуме по теме „Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.
Таков этот народный великий педагог родное слово!»
Мой девиз: Детский сад живи всегда на века и на года! Пусть звучит весёлый смех и сопутствует успех!
Мое кредо: принцип креативности, адаптивности, готовность к принятию творческих решений, ответственность, профессионализм.
Чтобы добиться вышеуказанных целей поставленных мною, я в своей работе использую следующие игровые методы :
1. Лэпбук. Лэпбук имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, так как развивает речь, память, мышление, мелкую моторику, творческие способности ребёнка, все, что помогает расти и развиваться. Этот лэпбук доставит детям много полезного и интересного общения.
Остановлюсь для примера на алгоритмах. Использование алгоритмов в развитии речи дошкольников.
Практически все в нашем мире, подчиняется каким- либо правилам или алгоритмам, следуя которым, можно последовательно рассказать о предметах созданных природой или самим человеком. Большинство действий, которые мы выполняем в течение своей жизни, требуют соблюдений ряда правил. Ведь от того, насколько верное представление имеет человек о том что, как и в какой последовательности он должен сделать, зависит качество и результат выполнения поставленных перед ним задач. Мы, родители пытаемся выработать в своем ребенке ряд основных действий, например: проснуться, заправить постель, сделать зарядку, умыться и почистить зубы, и т. д. и все это можно назвать своего рода – алгоритмом действий человека. Так и в развитие речи алгоритмы дают возможность детям без труда описывать предметы, или рассказывать о каком – либо животном или птице. Использование алгоритмов очень удачное и удобное подспорье и для самого педагога на занятиях по развитию речи.
Пользуясь лэпбуком, мы закрепляем пройденный материал по УМК. Например, тема «Семья», опираясь на сказку на палочках от мороженного «Репка», закрепляем слова бабай, эби, кыз…
-Зовем кого? (Дедушку)
-Как дедушка звучит на татарском языке? (Бабай)
Счет на данном этапе в средней группе не изучают, но мы применяем его в устной речи. Например, когда дружно тянем репку, ведем счет, бер, ике, оч, дурт, биш- не вытянули и тд.
2. Развиваем речь, читая сказки по картинкам (с подсказками) очень увлекательно для детей.
Сказки небольшие, что позволяет маленьким детям не потерять главную мысль, стимулирует малыша произносить вслух зашифрованные слова и тем самым быть полноценным «читателем»
Для деток постарше, которые, действительно, уже учатся читать, такие сказки будут тоже полезны.
Во- первых шрифт крупный, а во- вторых картинки очень разнообразят и текст визуально не кажется таким большим.
3. Использование чистоговорок в развитие речи младших дошкольников.
Основная цель использования чистоговорок это- развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.
Чистоговорки можно использовать на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.
При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длинноухий заяц– это значит, что у зайца длинные уши.
В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.
Например: Са- са- са- на траве лежит роса.
Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:
• громко, тихо, шепотом,
• в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.
И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.
4. Речевые игры.
Основные цели речевых игр:
-формирование пассивного и активного словаря;
-формирование фразовой речи, т. е., учим ребенка распространять предложение, развиваем интонацию, обогащаем словарный запас;
-формирование связной речи
Речевые игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми. Например, координация речи с движением «Веселье»
5. Использование скороговорок в развитии речи младших дошкольников.
Фраза для развития дикции является учебным пособием для развития речевого механизма у детей. Скороговорки помогают малышу более точно и правильно произносить слова, тренируют речь для выразительного, понятного и четкого произношения.
6. Еще одно пособие, один из методов развития речи детей младшего дошкольного возраста, которое я использую ежедневно - это мнемотаблицы.
Цель: формировать у детей интерес к заучиванию стихов; расширение словарного запаса, развитие связной речи дошкольников.
(наглядно по рядам)
Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)
7. Обучающие карточки «Домана»
Глен Доман - американский врач-нейрофизиолог, автор методики интеллектуального и физического воспитания детей с момента рождения. Именно ему принадлежат слова: «Каждый ребёнок может стать гением, а ранее развитие - это ключ к его гениальности». Доман разработал собственную систему педагогических приёмов, способов и критериев комплексного воспитания. Частью этой методики являются обучающие карточки. С их помощью можно значительно расширить лексикон ребёнка и даже научить его читать. Если малыш видит слова, написанные на карточках, и одновременно слышит их произношение, тогда его мозг понимает и механически запоминает это.
8. Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Цель дыхательных упражнений - увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание.
«Пчёлка, лети!»
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха. Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на пчелку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт и не поднимались плечи.
Повторить 4-5 раз.
Отчего цветок дрожит?
Посредине кто жужжит?
Я приблизилась слегка,
Пчелка взмыла в облака!
Зажужжала, позвала
В небо синее пчела.
Практическая деятельность.
(Видеоролик) использование развития речи на занятиях по рисованию.
-Это что?
+Это дом.
-Из каких фигур состоит дом?
+Крыша дома треугольная, дом и окно- квадратные.
+Чтобы разукрасить крышу дома, я возьму карандаш зеленого цвета.
+Чтобы разукрасить дом, я возьму карандаш синего цвета.
+Чтобы разукрасить окно, я возьму карандаш желтого цвета и тд.
Таким образом, мы развиваем, обогащаем и стимулируем речевую деятельность у детей младшего дошкольного возраста.
Спасибо за внимание.